- Автор темы
- #1


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Судебный кодекс (далее по тексту — «Кодекс») является основным нормативно-правовым документом, регламентирующим устройство судебной системы штата Сан-Андреас, статус судей в штате Сан-Андреас, виды судопроизводств в штате Сан-Андреас и порядок ведения дел судами в штате Сан-Андреас.
1.2. Положения настоящего Кодекса являются обязательными к исполнению всеми участниками судебного процесса, а также судом.
1.3. В случае, если какое-либо положение не урегулировано настоящим Кодексом, участники судебного процесса, а также суд, руководствуются судебной практикой либо же обычаями делового оборота.
1.4. Если в статье настоящего Кодекса не оговорено иное либо это не предусмотрено структурой Кодекса, то:
- Под штатом понимается штат Сан-Андреас;
- Под судом понимаются Окружной суд, Апелляционный суд, Верховный суд;
- Под судьей понимаются Окружной судья, Апелляционный судья, Верховный судья;
- Под жалобой понимаются апелляционная и кассационная жалобы;
- Под делом понимается принятое к производству исковое заявление, апелляционная или кассационная жалоба или уголовное дело;
- Под решением понимаются все судебные акты, принимаемые судом в ходе рассмотрения дела, включая приговоры, решения, определения и другие акты, направленные на разрешение спорных вопросов и вынесение окончательного или промежуточного решения по делу.
- Под производством (или судопроизводством) понимается установленный законом порядок рассмотрения и разрешения дел в судебных или иных уполномоченных органах. Виды производств включают: административное, уголовное, конституционное, а также апелляционное и кассационное — как стадии рассмотрения дел в рамках соответствующего производства.

ГЛАВА II. ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ КОДЕКСЕ
2.1. Основные термины, используемые в рамках настоящего Кодекса:
- Судья — лицо, наделенное полномочиями по осуществлению правосудия согласно Конституции штата и настоящего Кодекса, действующее от имени Суда.
- Судейский корпус — совокупность государственных органов (судов) и должностных лиц (судебных секретарей, судей), относящихся к Судебной власти.
- Судебный секретарь — лицо, уполномоченное направлять повестки и другие судебные документы, вызывать участников судебного процесса, а также вести протокол судебного заседания.
- Судебный пристав — сотрудник USSS, ответственный за обеспечение порядка и выполнение распоряжений судьи в ходе заседания. Требования судебного пристава обязательны для всех присутствующих в зале.
- Сторона защиты — лицо или организация, представляющая интересы лица, обвиняемого или ответчика, защищая его права и законные интересы в процессе судебного разбирательства. В уголовном процессе это может быть адвокат обвиняемого, в административном — адвокат ответчика.
- Сторона обвинения — лицо или организация, представляющая интересы государственной власти в процессе судебного разбирательства. В уголовных делах это государственный обвинитель, прокурор или другой уполномоченный орган, предъявляющий обвинение против обвиняемого. В административном процессе это истец, если он выступает в качестве инициатора дела, с исковым заявлением.
- Эксперт (специалист) — лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области, привлекаемое для консультации и оценки фактов по делу. Может быть привлечено как по инициативе сторон, так и по инициативе суда.
- Свидетель — лицо, которое может подтвердить или опровергнуть обстоятельства, имеющие отношение к делу, и которое участвует в судебном процессе, давая показания.
- Представитель — уполномоченное лицо, которое представляет интересы участвующего в деле лица. Представителем может быть как государственный, так и частный адвокат, имеющий лицензию и запись в соответствующем реестре. Привлекается к участию в деле Судом по ходатайству стороны. Для представления лица в Суде, Представитель обязан заключить контракт с представляемым лицом.
- Третье лицо — участвующее в деле, на стороне обвинения или защиты, лицо, на права или обязанности которого может повлиять решение Суда. Привлекается к участию в деле Судом, по ходатайству стороны или по инициативе суда.
2.2. Термины, используемые в рамках уголовного судопроизводства:
- Государственный обвинитель — это представитель прокуратуры, участвующий в уголовном процессе от имени штата. Его основная задача заключается в поддержании обвинения в суде на основании собранных и допустимых доказательств. В качестве государственного обвинителя выступает прокурор, передавший материалы уголовного дела в суд и предъявивший обвинение. Назначение государственного обвинителя также может осуществляться по распоряжению офиса генерального прокурора либо на основании определения суда.
- Обвиняемый — лицо, против которого выдвинуто обвинение в совершении преступления. После передачи дела в суд и начала уголовного разбирательства по делу обвиняемый обретает статус «Подсудимого».
- Потерпевший — лицо, которому был причинен ущерб в результате преступления, и которое имеет право на возмещение ущерба или участие в процессе. Потерпевший может быть заявителем или свидетелем.
- Подозреваемый — лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, но которому ещё не предъявлено официальное обвинение.
- Истец — лицо, обратившееся в суд с исковым заявлением в целях защиты или восстановления нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
- Ответчик — лицо, к которому предъявлены исковые требования в рамках административного дела.
2.4. Судебные акты и процессы:
- Судебный штраф — мера ответственности, представляющая собой имущественную санкцию, применяемую судом к гражданам, должностным лицам, государственным или негосударственным организациям, которые не исполнили, либо исполнили ненадлежащим образом судебные акты, или нарушили обязательства, запреты, предусмотренные настоящим Кодексом.
- Исковое заявление — документ, подаваемый в судебные органы для защиты и восстановления нарушенных прав.
- Определение суда — решение суда, которое может быть вынесено в процессе рассмотрения дела и регулирует процедуру его рассмотрения.
- Ходатайство — документ, подаваемый в рамках судопроизводства для обеспечения прав и законных интересов сторон.
- Мотивированное решение суда — это итоговый судебный акт, в котором суд излагает основания своего решения в рамках административного, апелляционного, кассационного или уголовного дела, объясняя, какие факты и доказательства были установлены, какие нормы права были применены и на каком основании вынесено конкретное решение по делу. Мотивированное решение включает следующие основные части: вводная часть, обстоятельства дела, правовая часть и резолютивная часть.
- Мотивировочная часть — часть судебного акта, содержащая установленные судом фактические и иные обстоятельства дела, доказательства, на которых основаны выводы суда, сами выводы, а также доводы, обосновывающие принятое решение, включая мотивы отклонения судом отдельных доказательств.
- Частное определение — это акт суда, выносимый в рамках рассмотрения дела, в котором суд указывает на выявленные нарушения закона, допущенные органами, организациями или должностными лицами, и направляет его для принятия мер реагирования.
- Обвинение прокуратуры — это правовая позиция, основанная на допустимых доказательствах и выражающаяся в формулировке уголовно-правовой претензии, предъявляемой обвиняемому в суде. Без предъявления обвинения либо его поддержания уголовное судопроизводство не может быть продолжено.
- Постановление суда — это судебный акт, носящий характер внесудебного разбирательства, выносимый, в частности, по вопросам организационного или процессуального характера (например, постановление о назначении судьи, о приостановлении действия нормативного правового акта и др.).
2.4.1. В зависимости от вида судопроизводства, итоговые судебные акты имеют различные наименования:
- Приговор суда — выносится по результатам рассмотрения уголовного дела и содержит вывод о виновности или невиновности подсудимого, а также назначенное наказание либо иное решение по делу.
- Решение суда — выносится по существу спора в рамках административного, апелляционного, кассационного и конституционного судопроизводства.
2.5. Судебные заседания и их виды:
- Открытое судебное заседание — это вид судебного заседания, на котором могут присутствовать все желающие. Может вестись фото- и (или) видеофиксация процесса суда со стороны СМИ, с разрешения судьи. Отказ в посещении такого судебного заседания может быть только в случае нарушения лицом действующего законодательства Штата или нехватки мест в зале заседания.
- Закрытое судебное заседание — вид заседания, в котором могут присутствовать только судья (судьи), судебный секретарь, сторона защиты и обвинения, а также иные лица — по разрешению суда. Фото- и видеофиксация со стороны граждан строго запрещена и может быть расценена как неуважение к суду. Право вести фото- и видеофиксацию имеют только судья и судебный пристав.
- Заочное судебное заседание — вид судебного заседания, в котором отсутствуют все стороны.
- Слушание по вынесению решения — это процесс, в ходе которого стороны обязаны явиться в зал суда для оглашения судебного решения.
2.5.1. В закрытых судебных заседаниях дела рассматриваются в следующих случаях:
- Если такой режим прямо предусмотрен действующим законодательством. (Пример: личные данные фигурантов дела, материалы дела относятся к государственной/служебной тайне);
- Если судья удовлетворил соответствующее ходатайство лица, участвующего в деле;
- По инициативе суда.
2.5.2. Заочное судебное заседание проводится в следующих случаях:
- Суду не известны причины неявки одной из сторон на заседание либо признаны им неуважительными;
- Сторона защиты была извещена о проведении слушания надлежащим образом, но не пришла на процесс и не просила разрешить спор без её участия; (если на стороне защиты несколько лиц, и одно из указанных лиц, все-таки, явилось на процесс, то слушание проводится в обычном порядке).
- В случае, если по мнению суда, в материалах содержатся факты, не подлежащие доказыванию, и существует возможность рассмотреть дело без вызова сторон.
2.5.2.1. При вынесении заочного решения суд назначает заочное судебное заседание с соблюдением минимального срока уведомления сторон — не позднее чем за 24 часа до его начала. В случае, если в ходе указанного заседания поступает ходатайство одной из сторон о проведении очного слушания, судебное разбирательство подлежит проведению в очной форме.
2.5.3. Слушание по вынесению решения должно быть назначено и проведено не позднее, чем за 24 часа после завершения судебного заседания, за исключением случаев, когда это возможно. Судья обязан в конце судебного заседания составить определение, в котором указывается дата и время слушания, а также направить повестки о назначении слушания всем участникам судебного процесса.
2.6. Прецедентная и юридическая практика:- Судебный прецедент — это решение суда, которое становится обязательным стандартом для разрешения аналогичных дел в будущем и имеет силу источника права. Он обязателен на территории всего штата и для всех судов, если установлен Верховным судом (то есть, включён в сборник прецедентов), и действует до тех пор, пока не будет отменён или пересмотрен.
- Трактование НПА — это разъяснение, даваемое Верховным Судом с целью уточнения смысла и порядка применения правовых норм. Такое толкование является обязательным для применения во всех случаях, когда используются соответствующие нормы. Определение содержания и правового значения закона в конкретных правовых ситуациях осуществляется исключительно Верховным Судом в пределах его компетенции.
- Судебная практика — это совокупность решений судов по конкретным делам, которые отражают применение норм права в реальных ситуациях и служат ориентиром для разрешения аналогичных споров в будущем. В отличии от судебного прецедента, который обязателен к выполнению на территории всего штата и всеми лицами, судебной практики должны придерживаться только суды.
2.7. Правовое состояние осужденных:
- Судимость — это правовое состояние гражданина, который отбыл наказание в следственном изоляторе или в федеральной тюрьме.
- Юридическая реабилитация — восстановление осуждённого человека в правах и снятие ограничений на трудоустройство в органы государственной власти.

ГЛАВА III. СУДОУСТРОЙСТВО В ШТАТЕ
3.1. Судебная власть в штате San Andreas возглавляется Верховным Судьей штата. Именно Верховый судья своим постановлением назначает и освобождает судей штата путем постановлений.
3.2. Судебная власть в штате осуществляется только судом, в лице назначенных в установленном законом порядке судей. Никакие другие государственные органы или должностные лица не вправе принимать на себя функции по осуществлению правосудия, за исключением случаев и процедур, предусмотренных Процессуальным кодексом штата.
3.2.1. Все судьи штата обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, за исключением отдельных положений, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.
3.3. Судебная власть самостоятельна и действует, независимо от исполнительной и законодательной властей и подчиняется только Конституции и законам штата.
3.4. Судоустройство (система судов) штата устанавливается Конституцией и настоящим Кодексом.
3.5. В систему судов штата Сан-Андреас входят:
- Окружной суд, в состав которого входит до шести Окружных судей.
- Апелляционный суд, в состав которого входит до двух Апелляционных судей.
- Верховный суд, в состав которого входит один Верховный судья.
3.6. Судебные заседания по делам во всех судах открытые, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
3.7. Суд устанавливает нормы судебного права и формирует судебную практику. Именно деятельность судебных инстанций порождает судебные прецеденты, а сама практика выступает источником дополнительного юридического регулирования. Соответствие судебной практике является обязательным как для судей, так и для иных участников судопроизводства.
3.8. Верховный суд уполномочен выпускать Судебные прецеденты, толкования норм права и НПА, в которых имеет право дать разъяснение правильного применения тех или иных моментов/статей в законодательстве. Подобные акты окончательны и обжалованию не подлежат, кроме случаев, когда такие акты противоречат Конституции штата или устарели.
3.8.2. Прецедент относится к судебному решению, которое считается авторитетным для решения последующих дел, связанных с идентичными/сходными фактами или аналогичными юридическими вопросами. Прецедент требует, чтобы суды применяли закон одинаковым образом к делам с одинаковыми или сходными фактами.
3.8.3. Если факты или вопросы дела отличаются от фактов или вопросов предыдущего дела, то прецедентное право не применяется.
3.8.5. Верховный Суд имеет исключительное право редактировать, а также объявлять о полном или частичном прекращении действия трактований НПА и прецедентов Верховного Суда.
3.9. Верховный Судья может отстранить или уволить Апелляционного или Окружного судью, если они нарушают законодательство штата, порочат честь и достоинство судьи, или умаляют авторитет судебной власти.
3.10. Судебный секретариат — орган судебной власти по осуществлению направления повесток и иных судебных документов, вызовом лиц, участвующих в судебном заседании, участием в судебном заседании и ведения его протокола.
3.10.1. Судебный секретариат в штате San Andreas возглавляется Главой судебного секретариата, назначаемого Верховным судьей штата San Andreas.
3.10.2. Судебный секретарь оказывает помощь судьям в подготовке и организации судебного процесса, а также в подготовке проектов судебных актов. Судебный секретарь не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия и не имеет права вмешиваться в процесс отправления правосудия.
3.11. Обязанности cудебного секретаря:
- Изучает поступившие исковые заявления в канцелярию суда, а также приложенные к ним документы с целью проверки соответствия представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты;
- Готовит судье информацию о делах с теми же сторонами, рассматриваемых в настоящее время в суде или рассмотренных ранее;
- Изучает поступившие судье запросы, заявления, ходатайства и вносит предложения по их рассмотрению;
- Оказывает помощь в подготовке дела к судебному разбирательству и организации судебного процесса, включая подготовку проектов различных судебных актов по запросу судьи;
- Подбирает нормативно-правовые документы, необходимые для рассмотрения дела, судебную практику по рассматриваемому вопросу;
- Готовит проекты вводной и описательной частей судебных актов, в том числе определений, решений, приговоров;
- Осуществляет контроль по исковым заявлениям, оставленным без движения;
- Готовит данные и материалы, необходимые судье для обобщений, докладов, выступлений;
- Предоставляет сторонам по запросу материалы дела, в том числе содержащие в себе государственную и служебную тайну в случае действующего судебного акта о предоставлении информации;
- Проверяет перед началом судебного заседания по рассмотрению искового заявления явку и полномочия лиц, участвующих в деле, составляет список явившихся и докладывает председательствующему судье о явке для решения вопроса о возможности проведения судебного заседания;
- Ведет стенограмму судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами;
- Уведомляет ответчика о принятии иска к рассмотрению надлежащим образом (сообщением, почтой, электронной почтой или лично);
- Извещает надлежащим образом (сообщением, почтой, электронной почтой или лично) лиц, участвующих в рассмотрении дела, о дате, времени и месте назначенного судьей судебного заседания;
- Оповещает сотрудников USSS о необходимости охраны судебного заседания;
- Осуществляет иные поручения, связанные с оказанием помощи судье в реализации его полномочий.
3.12. Права cудебного cекретаря:
- Судебный секретарь получает доступ к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
- При предъявлении служебного удостоверения и с обоснованием служебной необходимости, судебный секретарь получает доступ ко всем закрытым и охраняемым территориям, в целях исполнения им должностных обязанностей.
3.13. Судебный cекретарь несет персональную ответственность, установленную законами штата Сан-Андреас, в том числе за:
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- Действия/бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан;
- Разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- Несвоевременное выполнение заданий, приказов, распоряжений и указаний судьи;
- Предоставление судье недостоверной, неточной, недостаточной или необъективной информации;
- Судебный секретарь несет дисциплинарную, административную, или уголовную ответственность в случае исполнения им неправомерного поручения.
3.14. Глава судебного секретариата имеет все те же права и обязанности, что и судебный секретарь, однако имеет право на самостоятельное кадровое регулирование судебного секретариата.

ГЛАВА IV. СУДЫ ШТАТА И ВИДЫ СУДОПРОИЗВОДСТВ
4.1. Суд — орган государственной власти, осуществляющий правосудие в пределах своих полномочий.
4.2. Окружной суд — суд первой инстанции, рассматривающий исковые заявления и переданные уголовные дела в рамках уголовно-административного судопроизводства, за исключением исков или уголовных дел, подсудных Верховному суду.
4.3. Апелляционный суд — суд исключительно апелляционной инстанции, который рассматривает апелляционные жалобы на решения Окружного суда, а также является уполномоченной инстанцией для рассмотрения юридических реабилитаций и снятия судимостей с граждан штата. Не является судом первой инстанции.
4.4. Верховный суд — высший судебный орган по делам особой государственной важности, по особо громким делам, по делам, возбужденным в отношении высокопоставленных государственных служащих, а также по уголовным делам, где предусмотрено более строгое наказание. Верховный суд правомочен трактовать Конституцию и законы, отменять или приостанавливать действие отдельных норм, не соответствующих Конституции или законодательству. Является также судом, рассматривающим возможность снятия судимостей с граждан Штата.
4.4.1. В верховном суде рассматриваются кассации на решения апелляционных судов.
4.5. Решения Верховного Суда являются окончательными и не подлежат обжалованию. При этом, сам Верховный Суд обладает правом пересмотра собственных судебных актов, вступивших в законную силу, а также правом отмены правовых позиций, решений апелляционных и окружных инстанций в случае, если таковые противоречат Конституции либо основополагающим принципам верховенства права и правовой определённости.
4.6. В штате существуют следующие виды судопроизводства:
4.6.1. Административное судопроизводство — процесс разрешения споров, возникающих из административных правонарушений и иных публичных правоотношений между физическими лицами, частными и государственными организациями, а также между физическими и юридическими лицами. Право на осуществление административного судопроизводства принадлежит окружному суду, за исключением случаев, когда подсудность определена Верховному Суду.
4.6.1.1. В рамках административного процесса выступают следующие стороны:
- Истец, Ответчик, Прокурор(в случае административного делопроизводства вне рамок искового заявления), свидетели, третьи лица, эксперты.
4.6.2. Уголовное судопроизводство — это процесс, в рамках которого рассматриваются дела о преступлениях, совершенных физическими лицами или организациями. В ходе уголовного судопроизводства определяется виновность или невиновность обвиняемого, а также назначается наказание в случае признания его виновным. Право на уголовное судопроизводство принадлежит окружному и верховному суду.
4.6.2.1. В рамках уголовного процесса выступают следующие стороны:
- Государственный обвинитель;
- Потерпевший;
- Подозреваемый;
- Обвиняемый;
- Подсудимый;
- Представители сторон;
- Третье лицо;
- Эксперты;
- Специалисты.
4.6.4. Апелляционное судопроизводство — это процесс, в рамках которого пересматривается решение, вынесенное судом первой инстанции, с целью проверки его законности, обоснованности и справедливости. Апелляция дает возможность сторонам, не согласным с решением суда первой инстанции, обжаловать его в вышестоящем суде. Право на апелляционное судопроизводство принадлежит Апелляционному суду.
4.6.4.1. В рамках апелляционного процесса выступают следующие стороны:
- Апеллянт;
- Противоположная сторона;
- Иные участники;
- Прокурор.
4.6.5. Кассационное судопроизводство — это процесс пересмотра решения, вынесенного апелляционным судом, в Верховном суде. Цель кассации — проверить законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами первой и апелляционной инстанции, с точки зрения их соответствия нормам права. Кассационное судопроизводство не направлено на повторное рассмотрение всех фактов дела, а на установление правомерности применения норм материального и процессуального права. Право на кассационное судопроизводство принадлежит Верховному суду.
4.6.5.1. В рамках кассационного процесса выступают следующие стороны:
- Кассатор;
- Противоположная сторона;
- Прокурор;
- Иные лица, участвующие в деле.
4.6.6. Конституционное судопроизводство — это процесс, в рамках которого осуществляется контроль за соблюдением Конституции, проверяются конституционность законов, актов и других правовых норм, а также решаются споры о соответствии законодательных актов Конституции штата. Конституционное судопроизводство направлено на защиту Конституции, поддержание верховенства конституционных норм и обеспечение прав и свобод граждан. Право на ведение конституционного судопроизводства принадлежит исключительно Верховному суду.
4.6.6.1. В рамках конституционного процесса выступают следующие стороны:
- Граждане;
- Суды;
- Уполномоченные государственные органы, офис губернатора — могут подавать обращение на проверку по вопросам конституционности и соответствия законодательства конституции штата
4.6.6.2. Конституционное судопроизводство может быть начато как по инициативе Верховного суда, так и на основании поступившего обращения. В рамках данного производства Верховный суд вправе приглашать на заседание иных должностных лиц для получения их пояснений и комментариев по рассматриваемому вопросу.

ГЛАВА V. ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
5.1. Данные принципы реализуются во всех судах, независимо от их уровня или компетенции:
- Независимость судей — этот принцип закреплен в 57 статье Конституции штата. Он предполагает, что Судьи штата независимы, подчиняются только Конституции штата и законам штата;
- Гласность разбирательства — этот принцип закреплен в 62 статье Конституции штата. Он предполагает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом;
- Состязательность и равенство сторон — этот принцип закреплен в 63 статье Конституции штата. Он предполагает, что стороны судебного разбирательства имеют одинаковые процессуальные права по отстаиванию защищаемых ими интересов. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
- Беспристрастность судов — суд является беспристрастным и изначально не отдает предпочтения ни одной из сторон, никаким лицам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным законом основаниям.
- Презумпция невиновности — каждый обвиняемый в совершении правонарушения считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена решением суда. При этом, неустранимые сомнения в виновности обвиняемого, надлежит толковать в пользу обвиняемого.
- Справедливость — суды обязаны принимать решения, основываясь исключительно на фактах дела и применении закона, обеспечивая равенство сторон и честное судебное разбирательство. Никто не может быть лишен права на справедливое рассмотрение дела в суде.
- Неотвратимость наказания — правосудие должно обеспечивать неизбежность наказания за преступления, обеспечивая защиту общества от нарушителей закона.
- Пределы судебного разбирательства — уголовное судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению. Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение обвиняемого и не нарушается его право на защиту. Суд своими действиями не вправе выходить за пределы предъявленного обвинения, рассматривая вопрос о виновности лица по иным составам правонарушений, не указанным в обвинительном заключении.
- Недопустимость аналогии права — при рассмотрении дел в рамках уголовного судопроизводства, суд не вправе опираться на обычаи и иные нормы, не предусмотренные действующим законодательством. Исключение возможно лишь в случае, когда Верховный суд формирует правовую позицию в рамках рассмотрения дел, которая в последующем приобретает характер судебного прецедента и направляет правоприменительную практику.
5.2. Обратная сила закона.
- Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
- Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется старый закон.
5.3. Требования и распоряжения Судей, при осуществлении ими своих полномочий, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан без исключения.
5.4. Суд не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных законом.
5.5. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, не иначе как по решению уполномоченного лица или суда, в соответствии с законодательством штата Сан-Андреас.

ГЛАВА VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДА
6.1. Судья вправе:
6.1.1. Назначать, отменять или переносить судебное слушание, а также обязывать участников дела явиться на заседание.
6.1.2. Выносить решения о принятии, об отказе в принятии или в оставлении без движения поступивших исковых заявлений и уголовных дел;
6.1.3. Запрашивать доказательства, а также устанавливать иные юридически значимые факты для дела;
6.1.4. Задавать вопросы, уточнения участникам судебного заседания;
6.1.5. Прерывать выступление одной из сторон, если посчитает, что показания стороны не относятся к делу;
6.1.6. Принимать или отказывать в принятии доказательств, вызове свидетелей, если посчитает, что они не относятся к делу (не относимые к делу доказательства);
6.1.7. Выносить судебный акт на основании представленных доказательств (включая свидетельские показания), а также на основании собственного мнения и внутреннего убеждения, с учетом всех обстоятельств и материалов дела;
6.1.8. Требовать от государственных и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;
6.1.9. В случае, если суд считает, что в материалах дела имеются факты, не подлежащие доказыванию, и существует возможность рассмотрения дела без вызова сторон, суд может вынести заочное решение. При этом судья назначает заочное судебное заседание не ранее чем за 24 часа до вынесения решения. Если в течение указанного времени одна из сторон подает ходатайство о проведении очного заседания, дело слушается в очном порядке;
6.1.10. В целях процессуальной экономии, если одна из сторон не явится на судебное заседание, судья вправе провести заседание в заочном порядке;
6.1.11. В целях недопущения помех на разбирательстве, судья может отказать в посещении процесса лицам, не участвующим в рассмотрении дела и желающим посетить заседание после начала судебного заседания;
6.1.12. Отправлять полученное дело на доработку, в случае небрежного написания дела;
6.1.13. В случае неявки обеих сторон, а также при отсутствии соответствующего уведомления, отказать в рассмотрении искового дела;
6.1.14. Суд вправе оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств;
6.1.15. В случае выявления, в ходе судопроизводства, фактов совершения должностными лицами уголовного или административного правонарушения, суд, вправе, одновременно с принятием итогового судебного акта по делу, разрешить вопрос об ответственности таких должностных лиц путем наложения штрафа либо направлением частного определения;
6.1.16. Суд имеет право вынести частное определение об обязательстве Прокуратуры или управления IB провести расследование в отношении физического и (или) юридического лица, в чьих действиях, по первоначальному мнению суда, наблюдается состав правонарушения;
6.1.17. Судья, по ходатайству стороны, или по собственной инициативе, вправе возвратить дело на доследование, для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, предусмотренных 21 главой настоящего Кодекса;
6.1.18. При рассмотрении исковых заявлений, а также уголовных дел, поступивших в суд, суд вправе приостанавливать или отменять действие оспариваемых актов, если сочтёт это необходимым. В случае признания акта законным суд вправе восстановить его юридическую силу;
6.1.19. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела;
6.1.20. В случае неисполнения, без уважительной причины, лицом, участвующим в деле, обязанности, указанной статье 12.1, суд вправе отклонить представленные лицом доказательств, ходатайства или иные материалы, либо привлечь лицо к установленной законом ответственности;
6.1.21. Отводить участников судопроизводства при наличии предусмотренных законом оснований;
6.1.22. Отменять свои определения в процессе рассмотрения дела;
6.1.23. Снимать обвинения с подсудимого, в случае, если сторона обвинения не явилась на суд;
6.1.24. Самостоятельно объявлять о проведении суда присяжных (от 6 до 12 человек), а также отводить от судопроизводства присяжных, не соответствующих установленным законом требованиям;
6.2. Судья обязан:
6.2.1. Справедливо и честно осуществлять свою деятельность;
6.2.2. Рассматривать обращения граждан, независимо от их социального статуса;
6.2.3. Точно исполнять требования законодательства и быть беспристрастным;
6.2.4. Назначать очное или заочное заседание за 24 часа до его проведения;
6.2.5. Неукоснительно следовать положениям настоящего Кодекса;
6.2.6. Судья, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях, должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;
6.2.7. Удовлетворить ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных по первому его заявлению.
6.2.8. Снимать любые ограничения, наложенные на оправданного в процессе разбирательства, и полностью восстанавливать его в конституционных, гражданских и иных правах;
6.2.8. Суд обязан направить исковое заявление в прокуратуру либо в управление IB для проведения проверки на наличие признаков состава уголовного правонарушения. В случае, если по результатам проверки основания для возбуждения уголовного дела отсутствуют, но усматриваются признаки административного правонарушения, подлежит проведению административное судопроизводство;
1) В случае установления состава уголовного правонарушения по результатам проведённого расследования, истец приобретает статус потерпевшего, а ответчик — статус обвиняемого. В таком случае суд обязан переквалифицировать исковое заявление в разбирательство по уголовному делу.
6.2.9. Немедленно снять обвинение с подсудимого в случае, если обвинение заявляет ходатайство о его снятии, либо если государственное обвинение не может поддерживать обвинение ввиду своего отсутствия в рамках судебного процесса;
6.3. Судья, прокурор или иной уполномоченный сотрудник правоохранительных органов (за исключением адвоката) не может участвовать в производстве по судебном делу, если он:
6.3.1. Лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности;
6.3.2. Является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному делу;
6.3.3. Участвовал в качестве эксперта, специалиста, защитника, обвиняемого, адвоката истца или ответчика, в качестве прокурора, адвоката или иного уполномоченного сотрудника правоохранительных органов по данному судебному делу или делопроизводству;
6.3.4. Является родственником любого из участников производства по данному уголовному делу или исковому заявлению.
6.4. Порядок разрешения заявления об отводе.
6.4.1. В случае заявления отвода во время судебных разбирательств, суд заслушивает мнение лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.
6.4.2. Судья, рассматривающий дело единолично, вправе разрешить вопрос об отводе или самоотводе путем вынесения мотивированного определения.
6.4.3. Вопрос об отводе прокурора или иного сотрудника правоохранительных органов разрешается судьей, рассматривающим дело.
6.5. Верховный суд в рамках конституционного судопроизводства имеет право:
6.5.1. Приостанавливать действие, либо отменять нормативные правовые акты, указы, постановления и иные акты, признанные противоречащими действующей Конституции а также законодательству;
6.5.2. Разрешать вопрос о соответствии Конституции штата Сан-Андреас законов;
6.5.3. В случае установления противоречия законов штата Сан-Андреас Конституции штата Сан-Андреас, обязать Конгресс штата Сан-Андреас устранить противоречие в кратчайшие сроки.
6.5.4. Самостоятельно инициировать собственное производство по делам, затрагивающим вопросы соответствия нормативных правовых актов Конституции и действующего законодательства штата. Производство инициируется путем создания на государственном портале штата темы “Конституционное судопроизводство No. номер”, и ведется непосредственно верховным судом.
6.6. Судебный иммунитет.
- Неприкосновенность судей обеспечивает независимость судебной власти, в том числе во избежание оказания давления на принятия ими решений.
- Судьи обладают судебным иммунитетом, который защищает их от ответственности за вынесенные ими судебные решения.
Исключение: Вынесение судьей (судьями) заведомо неправомерного приговора, решения или иного судебного акта.

Последнее редактирование: