1. При определении признаков составов должностных преступлений в рамках статьей 15.1 и 15.6 Уголовно-Административного Кодекса и их квалификации нужно учитывать следующее:
15.6** (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ) Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
- Были нарушены существенно* права граждан(в т.ч и Конституционные) и(или) организаций
- Деяние совершено по неосторожности в виде легкомыслия или небрежности (в т.ч по незнанию).
Примерами таких действий может быть следующее(при соблюдении положений 1 и 2):
- Совершение действия, которое относится к полномочиям другого должностного лица (Например, старшего по званию или из другой структуры);
- Действие, которое должно быть совершено коллегиально, а совершено единолично.
- Действие, которое должно быть совершено только при наличии оснований, указанных в законе, а совершенно без этих оснований (задержание без оснований, применение оружие без оснований, арест без оснований, обыск без оснований и т.д)
15.1*** (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ) Превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
- Были нарушены существенно* права граждан(в т.ч и Конституционные) и(или) организаций
- Деяние совершено умышленно (т.е лицо осознавало неправомерность своих действий)
Примерами таких действий может быть следующее(при соблюдении положений 1 и 2):
- Совершение действия, которое относится к полномочиям другого должностного лица (Например, старшего по званию или из другой структуры);
- Действие, которое должно быть совершено коллегиально, а совершено единолично.
- Действие, которое должно быть совершено только при наличии оснований, указанных в законе, а совершенно без этих оснований (задержание без оснований, применение оружие без оснований, арест без оснований, обыск без оснований и т.д)
- Совершение незаконного действия изначально по неосторожности в силу небрежности или легкомыслия, однако осознание такового и продолжение таких действий.
Помимо прочего, Суд принимает во внимание, что помимо двух пунктов, способствующих верной квалификации статьи 15.1 Уголовно-Административного Кодекса допустимо использовать дополнительный пункт(взамен второму пункту или в совокупности с ним):
- Совершение деяния, которое ни при каких обстоятельствах не может быть совершено должностным лицом. (Например: применение огнестрельного оружия по отношению к безоружному гражданскому, который не сопротивлялся задержанию.)
Если уполномоченное лицо при квалификации состава должного преступления не смогло установить умысел (или вспомогательный третий пункт), то деяние квалифицируется по статье 15.6 Уголовно-Административного Кодекса.
*Существенное нарушение прав граждан и(или) организаций- оценочное понятие, которое определяется уполномоченными лицами и Судами по своему усмотрению с учетом всех особенностей рассматриваемой ситуации. Так, например, при оценке существенности вреда организациям важно учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.д.
(Вынесенный судебный прецедент от 03.07.2023 г. по иску №9 Верховного Суда) |