Закон "О судебной системе и судопроизводстве"
РАЗДЕЛ I. ПРЕАМБУЛА
ГЛАВА 1. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
РАЗДЕЛ I. ПРЕАМБУЛА
ГЛАВА 1. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
Статья 1. О судебной системе
ч. 1 Судебная система штата Сан-Андреас устанавливается Конституцией штата Сан-Андреас и настоящим Законом.
ч. 2 Настоящий закон состоит из норм материального и процессуального права.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
ч. 1 Если в правовой норме настоящего Закона не оговорено иное, либо это не предусмотрено Законом, то:
а) под штатом понимается штат Сан-Андреас;
б) под судом понимаются Федеральный суд, Апелляционный суд, Верховный суд;
в) под судьей понимаются Федеральный судья, Верховный судья, Заместители Председателя Верховного судьи, Председатель Верховного суда;
г) под делом понимается принятое к производству исковое заявление, жалоба, уголовное дело или административное дело;
д) под правонарушением понимаются как уголовные преступления, так и административные правонарушения;
е) под решением понимаются все судебные акты;
ж) под высокопоставленными лицами понимаются лица, занимающие высшие государственные должности в государственных органах, а также лица, назначаемые главами государственных органов. К высокопоставленным лицам относятся: Губернатор, Вице-Губернатор и их советники, главы отраслевых департаментов и их заместители, Главы государственных структур (Шеф Полицейского Департамента, Шериф округа Блейн, Директор ФРБ, Начальник Управления Тюрем, Главный Врач, Генерал Армии, Директор Секретной Службы) и их заместители.
ч. 2 Определения, используемые в настоящем Законе:
а) Судья - лицо, наделенное согласно Конституции штата и настоящему Закону полномочиями по осуществлению правосудия, действующее от имени суда;
б) Истец - лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права или охраняемого законом интереса в рамках гражданского и административного судопроизводства путем подачи искового заявления или жалобы;
в) Ответчик - лицо, против которого было подано исковое заявление или жалоба в рамках гражданского или административного судопроизводства;
г) Представитель истца или ответчика - лицо, представляющее интересы истца или ответчика в гражданском или административном судопроизводстве. В качестве представителя истца или ответчика может выступать государственный или частный адвокат, при условии заключенного договора на оказание юридической помощи либо услуг, а также в соответствии с иными положениями законодательства. В случае, если истцом или ответчиком является субъект предпринимательства (за исключением индивидуальных предпринимателей) или иная форма юридического лица, установленная действующим законодательством, то ее представителем может выступать как государственный или частный адвокат при условии заключенного договора на оказание юридической помощи либо услуг, а также в соответствии с иными положениями законодательства, так и сотрудник организации, который обладает таковыми полномочиями либо в соответствии с должностью и предусмотренными ей полномочиями, либо на основании внутреннего нормативно-правового акта. Защитник пользуется процессуальными правами подозреваемого, обвиняемого, защиту которого он осуществляет, кроме процессуальных прав, реализация которых осуществляется непосредственно подозреваемым, обвиняемым и не может быть поручена защитнику;
д) Государственный обвинитель - назначенный ответственный сотрудник Офиса Генерального прокурора штата Сан-Андреас, представляющий позицию штата при предъявлении обвинения в уголовном или административном судопроизводстве;
е) Следователь - сотрудник государственной структуры проводивший досудебное расследование в уголовном или административном судопроизводстве. Может быть вызван для участия в заседании только на усмотрение суда, либо при заявленном ходатайстве одной из сторон;
ё) Обвиняемый - лицо, в отношении которого штатом в лице государственного обвинителя предъявлено обвинение в совершении правонарушения в уголовном судопроизводстве;
ж) Потерпевший - лицо, которому правонарушением причинен физический, моральный или имущественный вред, и признанное таковым государственным обвинителем или судом в уголовном или административном судопроизводстве;
з) Представитель потерпевшего - лицо, представляющее интересы потерпевшего в административном или уголовном судопроизводстве. В качестве представителя потерпевшего могут являться только государственный или частный адвокат, при условии заключенного договора на оказание юридической помощи либо услуг, а также в соответствии с иными положениями законодательства;
и) Защитник - лицо, осуществляющее защиту прав и законных интересов обвиняемого в уголовном или административном судопроизводстве. Защитником могут являться только государственный или частный адвокат, при условии заключенного договора на оказание юридической помощи либо услуг, а также в соответствии с иными положениями законодательства;
й) Сторона обвинения - потерпевший, следователь и государственный обвинитель в уголовном или административном судопроизводстве;
к) Сторона защиты - обвиняемый и защитник в уголовном или административном судопроизводстве;
л) Свидетель - лицо, которому известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, и приглашенное к участию в суде по ходатайству стороны обвинения, стороны защиты, истца, ответчика или их представителей;
м) Стороны - в гражданском судопроизводстве истец и ответчик, а также их представители, в уголовном и административном судопроизводстве - сторона обвинения и сторона защиты;
н) Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию;
о) Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и привлеченное судом для производства экспертизы в рамках гражданского, уголовного или административного судопроизводства, и дачи заключения;
п) Судебный пристав - сотрудник Секретной Службы, обеспечивающий порядок судебного заседания и исполняющий распоряжения суда во время судебного заседания. В исключительно редких случаях допускается привлечение в качестве приставов служащих иных государственных структур;
р) Судебный секретарь - сотрудник судейского корпуса, проверяющий явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебных заседаниях, обеспечивающий контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, ведущий протокол судебного заседания и выполняющий иные поручения суда в ходе судебного заседания;
с) Судейский корпус - совокупность органов суда и должностных лиц (судебных секретарей, старший судебный секретарь, главу судебного секретариата, судей), относящихся к Судебной власти;
т) Судебный акт - это правовой документ, принимаемый судом по итогам или в рамках рассматриваемого дела;
у) Судебный запрос - это разновидность судебного акта, принимаемого судом в целях удовлетворения ходатайств сторон об истребовании доказательств, а также по своему усмотрению для восполнения недостатка информации, необходимой суду для принятия решения по делу;
ф) Постановление - это разновидность судебного акта, который принят судом в рамках рассмотрения дела, за исключением постановления о назначении или освобождения от должности судьи, судебного секретаря, старшего судебного секретаря или главы судебного секретариата;
х) Судебный штраф - это мера ответственности, представляющая собой имущественную санкцию, применяемую судом к гражданам, должностным лицам, государственным или негосударственным организациям, которые не исполнили, либо исполнили ненадлежащим образом судебные акты, либо нарушили обязательства или запреты, предусмотренные действующим законодательством;
ц) Судопроизводство - это установленная Конституцией и настоящим Законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению дел.
ч. 3 Суд вправе проводить производство и привлечение к ответственности неприкосновенных лиц без приостановления, снятия либо лишения ранее указанного особого правового статуса.
ч. 4 Термины и понятия, используемые в разных отраслях права, которые по своей сути обозначают схожие правовые институты либо понятия, могут толковаться и применяться с учетом их взаимозаменяемости.
ч. 5 Губернатор и председатель верховного суда вправе устанавливать формы и требования к подаче исковых заявлений, ходатайств, отводов и иных процессуальных документов. Ранее указанные формы и требования имеют силу закона и могут являться основанием для принятия судом соответствующих решений.
ч. 6 Определения указанные в настоящей статье могут различаться в отдельно взятых случаях, перечень не является полноценным.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ
Статья 3. Принцип равенства перед законом
ч. 1 Принцип равенства перед законом – это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве ко всем государственным и негосударственным организациям, должностным лицам, гражданам и другим лицам, которые вовлекаются в судопроизводство.
Статья 4. Принцип законности
ч. 1 Принцип законности подразумевает под собой обоснованность, мотивированность, окончательность судебного акта и является основополагающим принципом деятельности судов.
Статья 5. Принцип справедливости
ч. 1 Принцип справедливости подразумевает возможность учета обстоятельств каждого дела, чтобы достичь взвешенного результата, и принцип уважения суда, подразумевающий, что суду можно доверить применение норм с не до конца определенным содержанием.
Статья 6. Презумпция невиновности
ч. 1 Презумпция невиновности подразумевает, что каждый обвиняемый в совершении правонарушения считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена решением суда. При этом неустранимые сомнения в виновности обвиняемого и/или подсудимого надлежит толковать в пользу такового (обвиняемого).
Статья 7. Принцип состязательности и равноправия сторон
ч. 1 Состязательным судопроизводство может считаться, когда участвующие в производстве по делу стороны в состоянии активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, собирать и представлять доказательства, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску правды, истины, обеспечению законности, обоснованности и справедливости акта правосудия.
РАЗДЕЛ II. СУДОУСТРОЙСТВО ШТАТА САН-АНДРЕАС
ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 8. Судебная власть
ч. 1 Судебная власть в штате осуществляется только судом в лице назначенных в установленном законом порядке судей. Никакие другие государственные органы и должностные лица не вправе принимать на себя функции по осуществлению правосудия, за исключением случаев предусмотренных законодательством штата Сан-Андреас.
ч. 2 Судебная власть самостоятельна и действует независимо от исполнительной и законодательной властей, и подчиняется только Конституции и законам штата, за исключением случаев предусмотренных законодательством штата Сан-Андреас.
ч. 3 Судебная власть осуществляется посредством уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства.
ч. 4 В штате не могут приниматься законы и нижестоящие нормативные правовые акты отменяющие или умаляющие самостоятельность и независимость суда.
ч. 5 Конституционное производство проходит в особом порядке в соответствии с положениями действующего законодательства.
Статья 9. Суды в штате Сан-Андреас
ч. 1 Правосудие в штате Сан-Андреас осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией штата Сан-Андреас и настоящим Законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается.
ч. 2 В штате Сан-Андреас действуют Верховный суд, Апелляционный суд и Федеральный суд.
ч. 3 В состав Верховного суда входят Председатель Верховного суда, Заместители Председателя Верховного суда и Верховные судьи.
ч. 4 В состав Федерального суда входят Федеральные судьи.
ч. 5 В судейский корпус также входит Судебный секретариат, в который входят Глава Судебного секретариата, Старший судебный секретарь, судебный секретарь, назначаемые Председателем Верховного суда и его Заместителями.
Статья 10. Обязательность судебных постановлений
ч. 1 Судебные акты, принимаемые судом, обязательны для всех граждан, государственных и иных организаций, и всех должностных лиц.
ч. 2 Неисполнение судебных актов, а равно проявление неуважения к суду, влекут ответственность предусмотренную действующим законодательством штата.
ч. 3 Суд может истребовать доказательства путем направления судебных запросов как на основании ходатайств сторон, так и по своему личному усмотрению в целях восполнения недостатка информации, необходимой суду для принятия решения.
Статья 11. Равенство всех перед законом и судом
ч. 1 Настоящим Законом гарантируется соблюдение принципа равенства перед законом и судом, который заключается в обеспечении равных правовых возможностей как материального, так и процессуального характера для реализации и защиты одинаковых по содержанию и объему прав и свобод.
ч. 2 Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям.
Статья 12. Источники закона, применяемые судом
ч. 1 Суд разрешает дела в соответствии с Конституцией и законами штата Сан-Андреас.
ч. 2 Суд применяет иные нормативно-правовые акты, принятые соответствующим органом на основе, в рамках полномочий и в порядке, определяемом Конституцией и законами штата Сан-Андреас.
ч. 3 В случае несоответствия нормативно-правового акта Конституции, Законам и Кодексам, или иным нормативно-правовым актам, Суд должен применять акт с самой высокой юридической силой.
ч. 4 Если суд приходит к выводу, что Закон, Кодекс или иной нормативно-правовой акт противоречит Конституции, Суд не применяет таковой Закон, Кодекс или иной нормативно-правовой акт, а применяет нормы Конституции в качестве норм прямого действия. В таком случае Суд, после вынесения решения по делу, обращается в Верховный суд для разрешения вопроса касаемо конституционности ранее упомянутого акта.
ч. 5 В случае отсутствия закона регулирующего правовые отношения, Суд применяет закон регулирующий подобные правоотношения (аналогия закона), а в отсутствие такового закона суд руководствуется конституционными принципами и общими принципами права (аналогия права). Аналогия закона и аналогия права не применяются для определения оснований, пределов полномочий и способа (метода) действий государственных служащих, органов, должностных лиц и органов местного самоуправления. Применение закона о криминальной ответственности по аналогии запрещено.
Статья 13. Гласность в деятельности судов
ч. 1 Законом гарантируется принцип гласной деятельности судов, однако, судебные решения, постановления и иные нормативно правовые акты суда содержащие государственную тайну, либо сведения о лице, событии, а также информации иного характера наделенной статуса государственной тайны подлежат засекречиванию, не допускается публичная огласка таковой, за исключением случаев, когда субъект по итогам рассмотрения теряет статус наделения государственной тайны, а также в иных случаях предусмотренных законодательством.
ч. 2 Судья вправе установить формат заседания (открытое либо закрытое) на свое усмотрение.
ГЛАВА 4. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ
Статья 14. Судьи
ч. 1 Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией штата Сан-Андреас и настоящим Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
ч. 2 Судьей может быть назначен гражданин штата Сан-Андреас, не имеющий действующих судимостей, а также ранее не привлекавшийся к уголовной ответственности, не состоящий на учете в ЭМС в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств и не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
ч. 3 Судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".
ч. 4 Судьи приносят присягу на собрании судей перед Государственным флагом Соединенных Штатов Америки.
ч. 5 Судья приводится к присяге в течение одного месяца со дня назначения на должность.
Статья 15. Единство статуса судей
ч. 1 Все судьи штата обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, за исключением отдельных положений, предусмотренных Конституцией и настоящим Законом.
ч. 2 Все судьи обладают статусом неприкосновенности.
Статья 16. Порядок наделения полномочиями судей
ч. 1 Председатель Верховного суда назначается и освобождается от занимаемой должности Губернатором штата Сан-Андреас. Основания для освобождения от занимаемой должности, предусмотрены ч. 2 ст. 17 настоящего Закона.
ч. 2 Заместители Председателя Верховного суда и остальные судьи назначаются и освобождаются от должности Председателем Верховного суда с обязательным согласованием и одобрением от Губернатора, за исключением освобождений от должности.
ч. 3 Заместители Председателя Верховного суда вправе назначать Верховных и Федеральных судей с согласованием и одобрением от Председателя Верховного суда и Губернатора.
ч. 4 Полномочия судей Верховного суда и Федерального суда не ограничены определенным сроком. Срок полномочий отдельных судей может быть определен Председателем Верховного суда или его Заместителями.
Статья 17. Несменяемость судьи
ч. 1 Председатель Верховного суда несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
ч. 2 Основания для освобождения от занимаемой должности Председателя Верховного суда:
а) Прошение об отставке по собственному желанию;
б) Пропажа без вести или смерть;
в) Признание виновным в совершение преступления, предусмотренного Уголовным кодексом штата Сан-Андреас;
г) Решение ФИК.
ч. 3 Председатель Верховного суда назначается на пожизненный срок.
ч. 4 Судья может быть освобожден от занимаемой должности Губернатором, Председателем Верховного суда и его Заместителями в случае совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, правонарушения, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
ч. 5 Судья прекращает свои полномочия как судья в случае ухода в отставку, смерти или освобождения от занимаемой должности.
ч. 6 Заместители Председателя Верховного суда, Верховные судьи и Федеральные судьи как работники вступают в трудовые отношения со штатом Сан-Андреас, от имени которого в качестве работодателя действует Губернатор, а Председатель Верховного суда является административным руководителем судебной власти.
ГЛАВА 5. СУДЫ ШТАТА
Статья 18. Федеральный суд
ч. 1 Федеральный суд является судом первой инстанции, рассматривающий исковые заявления в рамках уголовного, административного и гражданского судопроизводства, за исключением подсудности поданного искового заявления или переданного уголовного дела Верховному суду.
ч. 2 Решение Федерального суда штата Сан-Андреас может быть обжаловано в Апелляционном суде штата Сан-Андреас посредством подачи апелляционной жалобы в течение 72 часов с момента публикации обжалуемого решения Федерального суда в окончательной форме.
Статья 19. Апелляционный суд
ч. 1 Апелляционный суд является судом, рассматривающий апелляционные жалобы на решения Федерального суда штата Сан-Андреас.
ч. 2 Апелляционные жалобы в Апелляционный суд штата Сан-Андреас рассматриваются одним из Верховных судей единолично.
ч. 3 Решение Апелляционного суда штата Сан-Андреас может быть обжаловано в Верховном суде штата Сан-Андреас посредством подачи кассационной жалобы в течение 72 часов с момента публикации обжалуемого решения Апелляционного суда в окончательной форме.
Статья 20. Верховный суд
ч. 1 Верховный суд является судом высшей судебной инстанцией штата, рассматривающей как суд первой инстанции категории дел следующей подсудности:
а) поданные исковые заявления и переданные уголовные дела в отношении высокопоставленных лиц Правительства штата, высшего руководства государственных структур, судей, прокуроров, а также дела против государственных органов;
б) переданные уголовные дела по обвинению в совершении правонарушений за которые может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы;
в) поданные обращения по признанию неконституционными законов и нормативно-правовых актов государственных органов, должностных лиц, а также разъяснению правовых норм. Настоящий пункт рассматривается Верховным Судом в составе специальной комиссии в соответствии со статьями 60, 61 и иными положениями Конституции ;
г) иные дела, поданные в Федеральный или Апелляционный суд, но принятые к производству Верховным судом.
ч. 2 Решения Верховного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.
ч. 3 Верховный суд осуществляет конституционное судопроизводство посредством созыва коллегии Верховного суда, состоящую из Председателя Верховного суда и судей Верховного суда. Во время такового заседания устанавливается позиция Верховного Суда, которая в дальнейшем будет представлена в комиссии согласно части 4 настоящей статьи.
ч. 4 После проведения указанного в части 3 действия, суд в лице принявшего обращение Судьи созывает коллегию в соответствии со статьями 60, 61 и иными положениями Конституции. Решение комиссии в деле принимается большинством, с учетом мнения всех участников. В случае, если отдельный участник не согласен с решением большинства, таковой оформляет отдельное мнение участника комиссии, которое опубликовывается вместе с решением комиссии, однако не имеет обязательной или рекомендательной силы.
ч. 5 Комиссия при участии верховного суда в рамках конституционного судопроизводства имеет право:
а) приостанавливать действие неконституционных нормативных правовых актов или отменять их;
б) разрешать вопрос о соответствии Конституции штата Сан-Андреас законов;
в) давать толкование Конституции, Законам и Кодексам, а также иным нормативно правовым актам штата Сан-Андреас;
г) В случае установления противоречия законов штата Сан-Андреас Конституции штата Сан-Андреас обязать Сенат штата Сан-Андреас устранить противоречие в кратчайшие сроки.
ч. 6 Верховный суд при наличии оснований, предусмотренных законом, осуществляет выдачу любых ордеров сотрудникам правоохранительных органов на соответствующие законные действия.
ч. 7 Верховный суд рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства штата Сан-Андреас.
ч. 8 В качестве суда кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобы на решения Апелляционного суда штата Сан-Андреас.
РАЗДЕЛ III. СУДОПРОИЗВОДСТВА
ГЛАВА 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВ
ГЛАВА 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СУДОПРОИЗВОДСТВ
Статья 21. Разрешение дел в апелляционном и кассационном порядке
ч. 1 Разрешение апелляционных и кассационных жалоб происходит в соответствии с положениями установленными настоящим Законом.
Статья 22. Открытый суд
ч. 1 Открытый суд - это суд, на котором могут присутствовать все желающие, занявшие сидячие места задних рядов до начала судебного заседания и не нарушающие порядок его проведения.
ч. 2 Присутствие на судебном заседании после его начала возможно лишь с разрешения суда.
ч. 3 Председательствующий судья либо судей коллегии вправе на свое усмотрение удалить любого зрителя из галереи, с последующим требованием покинуть судебный зал.
ч. 4 В случае неповиновения требованию председательствующего судьи либо судей коллегии пристав, органы охраны правопорядка (правоохранительные органы), а также любые другие сотрудники силовых структур при исполнении своих должностных обязанностей вправе применить меры государственного принуждения используя специальные средства, а также физическую силу.
Статья 23. Закрытый суд
ч. 1 Закрытый суд - это суд, на котором могут присутствовать следующие лица: председательствующий судья, привлеченные к судебному заседанию участники, судебный секретарь, судебные приставы, а также иные лица на усмотрение суда.
ч. 2 Присутствие на закрытом судебном заседании возможно лишь с разрешения суда.
ч. 3 Решение об объявлении закрытого суда может быть принято при назначении судебного заседания, либо непосредственно в ходе судебного заседания. Закрытый суд может объявляться на усмотрение суда.
ч. 4 Председательствующий судья вправе на свое усмотрение удалить любого зрителя из галереи, с последующим требованием покинуть судебный зал.
ч. 5 В случае неповиновения требованию председательствующего судьи пристав, органы охраны правопорядка (правоохранительные органы), а также любые другие сотрудники силовых структур при исполнении своих должностных обязанностей вправе применить меры государственного принуждения используя специальные средства, а также физическую силу.
Статья 24. Коллегиальное и единоличное рассмотрение исковых заявлений, жалоб, уголовных и административных дел
ч. 1 Дела рассматриваются судьей единолично или коллегиально.
ч. 2 В случае рассмотрения исковых заявлений, жалоб, переданных уголовных или административных дел коллегией, состав таковой должен быть всегда нечетным, ведение основной документации возлагается на председателя, решение в коллегии принимается большинством.
ч. 3 Каждый судья коллегии Верховного суда при вынесении решения обязан составить собственное мнение с обязательным содержанием описательно-мотивировочной части, а также согласием или обратным в признании вины и поддержании решения коллегии. Коллегиальные решения Федерального суда не требуют составления собственного мнения, решение выносится одним документом, за исключением случаев, когда судья коллегии не согласен с мнением большинства.
ч. 4 В случае, если судья не согласен с решением большинства коллегии, таковой указывает в отдельном мнении аргументированные причины своего несогласия.
Статья 25. Особенности гражданского и административного судопроизводств
ч. 1 В случае, если при рассмотрении дела в рамках гражданского или административного судопроизводства судом выявлены признаки совершенного преступления по факту поданного искового заявления или жалобы, суд, при вынесении окончательного решения по делу, может передать материалы в Офис Генерального прокурора штата Сан-Андреас для проведения оперативно-розыскных мероприятий, расследования и последующей передачи уголовного дела в суд при предъявлении обвинения.
ч. 2 Исковые заявления против сотрудников Офиса Генерального Прокурора, Высшего руководства правительства, об отмене нормативно-правовых актов подаются как исковые заявления против штата Сан-Андреас с указанием должностного лица.
ч. 3 В случае подачи искового заявления против штата Сан-Андреас представление интересов штата в суде осуществляется назначенным представителем. Назначение представителя производится Губернатором или Генеральным Прокурором. Назначенный представитель вправе также осуществлять защиту интересов должностного лица, против которого подано исковое заявление, при наличии согласия данного лица. В случае отсутствия согласия должностного лица на совместную защиту его интересов с интересами штата, указанные лица рассматриваются судом как отдельные ответчики в рамках одного искового производства.
Статья 26. Извещение о судебном заседании
ч. 1 В целях надлежащего извещения о назначенном судебном заседании, сотрудники судебного корпуса уведомляют участников судебного заседания, явка которых обязательна согласно решению суда, о дате, времени и месте назначенного судебного заседания посредством:
а) СМС-сообщений;
б) телефонных звонков;
в) устных уведомлений;
г) уведомлений через руководство организации;
д) специальных каналов связи;
е) почтового уведомления;
ж) иными способами и средствами связи.
ч. 2 Извещающий сотрудник должен иметь фото- или видео-доказательства извещения и предоставить их суду, принявшему решение о назначении судебного заседания.
ч. 3 Надлежащим извещением о принятии к судопроизводству, назначении судебного заседания, либо об иных судебных актах является уведомление лиц, являющихся сотрудниками государственных структур, по специализированным государственным каналам связи ((ЧП-канал, #gov-уведомления, сообщения бота и т.д.)). Указанным в настоящей статье образом, могут извещать, также судьи по принятым ими судебным актам или секретари суда.
Статья 27. Прецедентное право суда и судебная практика
ч. 1 Судебным прецедентом является решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного производства. Прецедент - случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Для судебного прецедента обязательно соблюдение принципа “стоять на решенном”, по которому судьи обязаны уважать прецеденты, созданные предшествующими решениями, отклоняться и принимать новые решения необходимо в случаях изменения устоявшейся юридической практики, существенного изменения законодательства, общественных изменений и прочих важных факторов. Судебный прецедент носит вертикальный и горизонтальный характер.
ч. 2 Судебный прецедент устанавливается исключительно верховным судом. В случае, если необходимо установить судебный прецедент не верховным судом, созывается специальная комиссия состоящая из Председателя Верховного суда или его заместителей, Верховных судей. Комиссия рассматривает вопрос об объективной надобности установления прецедента и внесения такового в реестр.
ч. 3 Прецедент относится к судебному решению, которое считается авторитетным для решения последующих дел, связанных с идентичными или сходными фактами или аналогичными юридическими вопросами. Прецедент требует, чтобы суды применяли закон одинаковым образом к делам с одинаковыми фактами.
ч. 4 Если факты или вопросы дела отличаются от фактов или вопросов предыдущего дела, предыдущее дело не может быть прецедентным.
ч. 5 Для наделения решения суда прецедентным обязательно наличие соответствующей нормы в таковом, а также внесения такового в единый перечень прецедентов.
ч. 6 Решения, не внесенные в единый перечень прецедентов, не могут использоваться судом как первоисточник права, а носят лишь факультативный характер.
ч. 7 Судебная практика, за исключением судебного прецедента, не может являться обязательным правовым источником и имеет лишь факультативный характер.
Статья 28. Участие представителей в судебном заседании
ч. 1 Стороны вправе в соответствии с законодательством привлечь к участию в судебном заседании до двух представителей.
ч. 2 Процесс и порядок привлечения представителя (защитника) устанавливается законодательством штата Сан-Андреас.
ч. 3 В случае привлечения двух представителей, сторона обязана уведомить суд о том, кто из представителей будет основным выступающим в судебном заседании. При этом второй представитель может выступать с разрешения суда либо по ходатайству основного представителя.
ч. 4 В случае возникновения спора между представителями о праве выступления, приоритет отдается представителю, указанному стороной как основному выступающему.
Статья 29. Неявка участника судебного заседания
ч. 1 Неявка участника вызванного надлежащим образом на судебное заседание без уважительной причины или разрешения суда преследуется по закону и квалифицируется судом самостоятельно как неуважение к суду.
ГЛАВА 7. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Статья 30. Административное судопроизводство
ч. 1 Административное судопроизводство - это установленная Конституцией, настоящим Законом и иными законами деятельность суда по рассмотрению и разрешению административных дел с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
ч. 2 Суды рассматривают административные дела:
а) об оспаривании нормативных правовых актов сотрудников государственных органов полностью или в части;
б) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, за исключением актов Верховного суда;
в) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в рамках административных правоотношений и положений части 5 статьи 9 Процессуального Кодекса;
г) об административных правонарушениях;
д) иные дела, предусмотренные законодательством штата Сан-Андреас.
ч. 3 В случае оспаривания правовых актов полностью или частично, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами и (или) решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в рамках административных правоотношений в рамках административного судопроизводства, не подлежат рассмотрению по существу требования заявителя или его представителя о привлечении ответчика или иных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Обвинение может быть предъявлено только государством в лице уполномоченного органа.
ч. 4 Согласно части 5 статьи 9 Процессуального Кодекса Гражданин вправе обжаловать действия сотрудников государственных органов в рамках административного судопроизводства в течение 72 часов, после чего решения вынесенные сотрудниками государственных органов вступают в законную силу.
ч. 5 Обязательными участниками в административном судопроизводстве являются истец и ответчик. Представители ответчика и истца, а также иные лица могут быть привлечены по ходатайству сторон.
ч. 6 В исключительных мотивированных случаях истечения срока обжалования, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи текущего Закона, бремя доказывания незаконности вынесенного решения сотрудником государственного органа ложится на гражданина, который обжалует его решение, однако в срок до 7 дней.
ч. 7 В случае, если гражданин подал мотивированную жалобу (обжалование) на решение сотрудника государственного органа, сотрудник, чье решение обжалуется, выступает со стороны обвинения и обязан доказать обоснованность своего решения, за исключением случаев предусмотренных законодательством штата Сан-Андреас, а также частью 6 текущей статьи.
ч. 8 Суд может истребовать доказательства путем направления судебных запросов как на основании ходатайств сторон, так и по своему личному усмотрению в целях восполнения недостатка информации, необходимой суду для принятия решения.
ч. 9 В случае, если срок обжалования превышает предельный показатель, установленный частью 6 текущей статьи, не представляется возможным проведение административного судопроизводства.
ч. 10 Требования о возмещении вреда, причиненного противоправными решениями, действиями или бездействием субъекта властных полномочий, или иным нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием решить публично-правовой спор. В противном случае такие требования решаются судами в порядке гражданского судопроизводства.
ч. 11 В случае рассмотрения судом дел предусмотренных частью 2 (за исключением пункта “г”) текущей статьи ответчик посредством заявления соответствующего ходатайства вправе привлечь своего руководителя для участия в заседании на своей стороне, при согласии такового. Руководитель вправе пользоваться правами и обязанностями ответчика.
Статья 31. Отказ в принятии к производству искового заявления, жалобы или административного дела
ч. 1 Суд отказывает в принятии к производству искового заявления, жалобы или административного дела по следующим основаниям:
а) исковое заявление или жалоба подана с нарушением правил и (или) формы подачи таковых;
б) исковое заявление по обжалованию действий сотрудника правоохранительного органа при задержании и аресте подано спустя 72 часов с момента задержания или вынесения решения. Применение нормы части 6 статьи 30 настоящего Закона возможно только в исключительных случаях;
в) истечение 72-х часов с момента назначения уплаты судебной пошлины, отсутствуют документы, подтверждающие оплату судебной пошлины, а также использование этих документов в другом исковом заявлении;
г) исковое заявление, жалоба или административное дело о правонарушении подписаны неуполномоченным на это лицом, либо отсутствует дата подачи искового заявления или жалобы;
д) нарушена подсудность при подаче искового заявления, жалобы или административного дела;
е) отсутствуют основания для обжалования решения суда;
ж) истечение сроков исковой давности;
з) истечение сроков для обжалования решения суда;
и) в случае, если исковое заявление подано не по факту нарушения прав или законных интересов заявителя.
Статья 32. Привлечение сотрудников Офиса Генерального прокурора штата Сан-Андреас
ч. 1 Суд вправе привлечь к участию в судебном заседании сотрудников Офиса Генерального прокурора штата Сан-Андреас в рамках административного судопроизводства, в случае если существует необходимая надобность в таковом.
ч. 2 Суд направляет соответствующий запрос к руководству Офиса Генерального прокурора с требованием назначения прокурора на участие в производстве, в котором в обязательном порядке указывает причину и роль.
ГЛАВА 8. УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Статья 33. Уголовное судопроизводство
ч. 1 Уголовное судопроизводство - это установленная Конституцией, настоящим Законом и иными законами деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел, а именно уголовных дел переданных в суд исходя из подсудности Офисом Генерального прокурора штата Сан-Андреас.
Статья 34. Уполномоченные органы на предъявление обвинения
ч. 1 Уполномоченным органом на предъявление обвинения в совершении преступлений в суде от лица государства является Офис Генерального прокурора штата Сан-Андреас.
ч. 2 Иные правоохранительные органы, оперативно-следственные подразделения не имеют полномочий на передачу уголовного дела в суд для начала уголовного судопроизводства. Уголовные дела от таких органов и подразделений должны быть переданы в Офис Генерального прокурора штата Сан-Андреас для утверждения и последующей их передачи в суд от лица Офиса Генерального прокурора штата Сан-Андреас. Сотрудник проводивший досудебное расследование, по рассматриваемому судом уголовному делу признается следователем. В случае, если расследование проводила оперативно-следственная группа состоящая более чем из одного сотрудника, настоящим Законом как следователь признается глава таковой, судом также могут быть вызваны и заслушаны мнения остальных участников. Следователь может быть вызван на судебное заседание в случае удовлетворения заявленного ходатайства от Офиса Генерального Прокурора, либо в случае, когда суд сочтет необходимым.
ч. 3 Обязательными участниками в уголовном судопроизводстве являются государственный обвинитель и обвиняемый. Потерпевший может быть привлечен если таковой указывался в исковом заявлении, а также по ходатайству государственного обвинителя или по решению суда. Частный или государственный адвокат при наличии соответствующего договора может быть привлечен как защитник обвиняемого по его ходатайству. Также, потерпевший вправе привлечь частного или государственного адвоката, при наличии соответствующего договора, к процессу посредством ходатайства.
ч. 4 По факту передачи уголовного дела в суд через официальный портал штата, суд рассматривает уголовное дело и принимает решение о его принятии к производству и назначении судебного заседания, либо об отказе в принятии к производству уголовного дела.
ч. 5 По существу уголовное дело рассматривается судом в таком виде, как оно есть, а все недочеты и сомнения должны быть устранены и представлены суду в ходе судебного следствия стороной обвинения. Уголовное дело должно быть передано в суд в соответствии с установленными правилами и формой передачи уголовных дел.
ч. 6 Потерпевший вправе заявить гражданский иск в рамках уголовного производства в случаях и в соответствии с положениями предусмотренными действующим Законодательством.
Статья 35. Определение границ уголовного разбирательства
ч. 1 Судебное разбирательство в уголовном процессе проводится только в отношении лица или группы лиц, которому (которым) предъявлено обвинение, и только в пределах предъявленного обвинения в соответствии с обвинительным актом (заключением), кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей.
ч. 2 Во время судебного разбирательства государственный обвинитель может изменить обвинение, выдвинуть дополнительное обвинение, отказаться от поддержания государственного обвинения.
ч. 3 С целью принятия справедливого судебного решения и защиты прав человека и его основных свобод суд вправе выйти за пределы выдвинутого обвинения, указанного в обвинительном акте, только в части изменения правовой квалификации уголовного правонарушения, если это улучшает положение лица, в отношении которого осуществляется уголовное производство.
Статья 36. Изменение обвинения в суде
ч. 1 В целях изменения правовой квалификации и/или объема обвинения прокурор имеет право изменить обвинение, если в ходе судебного разбирательства установлены новые фактические обстоятельства уголовного преступления, в совершении которого обвиняется лицо.
ч. 2 Придя к убеждению, что обвинения следует изменить, прокурор составляет обвинительный акт, в котором формулирует измененное обвинение и излагает обоснование принятого решения. Копии предоставляются суду, а также участникам судебного процесса посредством заявления соответствующего ходатайства. Обвинительный акт приобщается к материалам уголовного производства.
ч. 3 Суд разъясняет обвиняемому, что он будет защищаться в судебном заседании от нового обвинения, после чего откладывает рассмотрение не менее чем на сутки для предоставления обвиняемому, его защитнику возможности подготовиться к защите против нового обвинения. По ходатайству стороны защиты этот срок может быть сокращен или продлен, а в случае согласия сторон судебное заседание может быть продолжено.
Статья 37. Выдвижение дополнительного уголовного обвинения
ч. 1 В случае получения сведений о возможном совершении обвиняемым другого уголовного преступления, в отношении которого обвинение не выдвигалось и которое тесно связано с первоначальным, и их отдельное рассмотрение невозможно, либо таковые сведения были открыты во время судебного заседания, прокурор вправе обратиться с мотивированным ходатайством о рассмотрении дополнительных обвинений в одном производстве с первоначальным обвинением.
Статья 38. Согласование изменения обвинения, выдвижение нового обвинения, отказ от поддержки государственного обвинения во время уголовного разбирательства
ч. 1 Если в результате судебного разбирательства прокурор, кроме случая, когда им является Генеральный прокурор или его заместители, придет к убеждению, что необходимо изменить либо выдвинуть дополнительное обвинение, он должен согласовать соответствующие процессуальные документы с вышестоящим прокурором. Суд по ходатайству прокурора откладывает судебное заседание, либо объявляет перерыв и предоставляет прокурору время для составления и согласования соответствующих процессуальных документов.
ч. 2 Если вышестоящий прокурор отказывает в согласовании обвинительного акта с измененным обвинением или ходатайством о выдвижении дополнительного обвинения, он отстраняет от участия в судебном разбирательстве прокурора, инициировавшего такой вопрос, и самостоятельно участвует в нем как прокурор или поручает участие другому прокурору, разбирательство продолжается в общем порядке.
Статья 39. Отказ в принятии к производству искового заявления в уголовном процессе
ч. 1 Суд отказывает в принятии к производству искового заявления в уголовном процессе по следующим основаниям:
а) исковое заявление подано с нарушением установленных правил и (или) формы подачи;
б) исковое заявление подписано неуполномоченным на это лицом, либо отсутствует дата подачи искового заявления;
в) нарушена подсудность при подаче искового заявления.
ГЛАВА 9. ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Статья 40. Гражданское судопроизводство
ч. 1 Гражданское судопроизводство - это установленная Конституцией, настоящим Законом и иным законодательством деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
ч. 2 В гражданском судопроизводстве не подлежат рассмотрению по существу требования истца или его представителя о привлечении ответчика или иных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Обвинение может быть предъявлено только государством в лице уполномоченного органа, предъявление частного обвинения запрещено.
ч. 3 Обязательными участниками в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик. Представители ответчика и истца, а также иные лица могут быть привлечены по ходатайству сторон.
ч. 4 Суды рассматривают гражданские дела:
а) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
б) дела по корпоративным спорам, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам, которые законом отнесены к подсудности федеральных судов
в) исковые дела, направленные на истребование компенсации морального вреда, восстановление и очищения репутации, прав, ликвидации негативных последствий, записей, а также другого ущерба и издержек.
Статья 41. Отказ в принятии к производству искового заявления в гражданском процессе
ч. 1 Суд отказывает в принятии к производству искового заявления в гражданском процессе по следующим основаниям:
а) исковое заявление подано с нарушением правил и (или) формы подачи, установленных Председателем Верховного суда;
б) отсутствуют документы, подтверждающие оплату судебной пошлины, а равно при истечении срока действия документов, подтверждающих оплату судебной пошлины, а также использование этих документов в другом исковом заявлении;
в) исковое заявление подписано неуполномоченным на это лицом, либо отсутствует дата подачи искового заявления;
г) нарушена подсудность при подаче искового заявления;
д) истечение сроков исковой давности;
е) в случае, если исковое заявление подано не по факту нарушения прав или законных интересов заявителя.
Статья 42. Встречный иск
ч. 1 Ответчик в гражданском производстве имеет право предъявить встречный иск в срок для подачи отзыва.
ч. 2 Встречный иск принимается к совместному рассмотрению с первоначальным иском, если оба иска взаимосвязаны и совместное их рассмотрение целесообразно, в частности, когда они возникают из одних правоотношений или когда удовлетворение встречного иска может исключить полностью или частично удовлетворение первоначального иска.
ч. 3 Требования по встречному иску определением суда объединяются в одно производство с первоначальным иском.
ч. 4 Встречное исковое заявление, обязано соответствовать установленной форме и требованиям.
ч. 5 Положения частей 1-4 применяются к искам третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования по предмету спора по делу, в котором открыто производство.
Последнее редактирование: