Статья 1.1 Процессуальный Кодекс - это нормативно-правовой акт, регламентирующий основания и порядок задержания, ареста, производства следствия, оперативно-розыскной деятельности, а также иных процессуальных действий, права и обязанности участников административного и уголовного производства.
Статья 1.2 Определения, используемые в настоящем Кодексе:
Процессуальные действия - это действия, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов при процедуре задержания, расследования и ареста, оперативно-розыскной и следственной деятельности установленные настоящим Кодексом, а также действия сотрудников иных государственных органов, осуществляемые при задержании, обыске, досмотре лиц или частной собственности.
Правонарушение - административное правонарушение или уголовное преступление.
Арест - это разновидность наказания, заключающаяся в лишении свободы человека, совершившего правонарушение на срок, предусмотренный Административным или Уголовным кодексом.
Подозреваемый - лицо, которое подозревается в совершении правонарушения и в отношении которого ведется расследование.
Примечание: подозреваемый может не быть задержанным, задержанный всегда принимает статус подозреваемого.
Обвиняемый - лицо, которому предъявлено обвинение в совершении правонарушения.
Арестованный - лицо, в отношении которого принято решение о его виновности (об избрании меры пресечения) и начат процесс ареста.
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законодательством штата, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от противозаконных посягательств.
Следствие - это комплекс мер по выяснению обстоятельств, связанных с правонарушением, для
установления обстановки и характера правонарушения, а также лиц, виновных в совершении правонарушения, формируемых в письменный отчет/рапорт (кейс-файл).
Примечание: понятия расследование, предварительное расследование, следствие, делопроизводство, досудебные разбирательства, дознание в настоящем Кодексе и иных законах и подзаконных актах являются тождественными (равнозначными).
Исключение: Расследование при процедуре задержания имеет те же цели и задачи, что и следствие, но осуществляется исключительно при процедуре задержания или выписанного штрафа без формирования письменных отчетов/рапортов (кейс-файлов) и может осуществляться всеми сотрудниками правоохранительных структур, уполномоченных на задержание.
Следственное подразделение - подразделение государственного органа, уполномоченное на осуществление следствия. (пример: CID FIB, DB LSPD, USMS и USSS, Прокуратура штата)
Оперативное подразделение - подразделение государственного органа, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Сделка со следствием - соглашения о сотрудничестве со следствием, при котором обвиняемый признает свою вину и всячески содействует следствию, в некоторых случаях возмещает причиненный ущерб.
Статья 1.3 Принципы Процессуального кодекса:
Презумпция невиновности:
- Подозреваемый или обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении правонарушения не будет доказана;
- Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения;
- Все сомнения в виновности подозреваемого или обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу подозреваемого или обвиняемого;
- Обвинительное решение не может быть основано на предположениях;
- Лицо чья личность или имущество были подвергнуты необоснованному обыску и (или) аресту, имеет право обжаловать это в суде. В таком судебном деле сторона, проводившая задержание, должна будет доказать правомерность своих действий.
Недопустимые доказательства:
- Любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, даже если есть звуко или видеозапись где он дает показания против себя;
- Показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
- Улики добытые незаконным путем, когда были нарушены положения действующих нормативно-правовых актов.
Статья 1.4 Передача делопроизводства и задержанного
- В случае, если сотрудник, который произвел задержание подозреваемого, по объективным причинам не может или не уполномочен проводить процедуру расследования при задержании, он обязан передать задержанного уполномоченному сотруднику для проведения дальнейшей процедуры. Сотруднику должны быть разъяснены обстоятельства, послужившие основанием для задержания и мероприятия, которые были проведены до передачи задержанного.
- В случае если сотрудник, который проводил расследование, по объективным причинам не может или не уполномочен продолжать расследование, он обязан передать материалы расследования уполномоченному сотруднику с подробным изложением всех известных ему обстоятельств дела и передачей всех материалов дела в течение 24 часов с момента установления объективных причин.
- В случае, если сотрудник, который произвел задержание подозреваемого, в процессе устанавливает нахождение последнего в федеральном розыске, он обязуется передать задержанного по первому требованию уполномоченному сотруднику USMS для проведения дальнейших процессуальных действий.
- В случае, если Министерство Национальной Безопасности имеет достаточные основания утверждать/подозревать, что задержанное лицо причастно к совершению, планированию или обладает информацией о действиях, направленных на ослабление государственного строя, путем совершения или попытки совершения противозаконных деяний, оно имеет право потребовать передачу задержанного лица Секретной службе США, или подведомственной структуре, для проведения дальнейших следственных и оперативно-розыскных действий в отношении задержанного лица с целью предотвращения или совершения правосудия согласно законодательной базе штата Сан Андреас;
- Сотруднику должны быть разъяснены обстоятельства, послужившие основанием для задержания и мероприятия, которые были проведены до передачи задержанного.
Примечание: Сотрудники NG и уполномоченные службы GOV обязаны передать задержанного сотрудникам LSPD, LSSD, FIB или SASPA для проведения всех процессуальных действий, которые провести не в состоянии ((отсутствие функционала)), а также присутствовать при данном процессе в случае, если сотрудники LSPD, LSSD, FIB или SASPA этого требуют и (или) нуждаются в более детальном ознакомлении с нарушениями задержанного. Сотрудники NG и GOV обязаны уточнить о наличии такой необходимости.
Глава II Задержание и арест
Статья 2.1 Задержание - мера кратковременного ограничения свободы человека, основывающаяся на обоснованном подозрение в совершении правонарушения, целью которого является установление всех обстоятельств и решения вопроса о виновности или невиновности задержанного.
Статья 2.2 Права задержанного:
- Воспользоваться услугами государственного или частного адвоката;
- На телефонный звонок продолжительностью не более 5 минут для вызова частного адвоката или уведомления родственников/иных близких о своем задержании;
- Хранить молчание и не свидетельствовать против себя, супруга, родителей или детей.
Примечание: Если у сотрудника, осуществляющего процессуальные действия, отсутствует доступ к рации департамента, а задержанный запрашивает государственного адвоката, то такой сотрудник должен передать сообщение о необходимости вызова адвоката другому сотруднику государственной структуры, обладающему рацией департамента.
Статья 2.3 Основания для задержания
Лицо может быть задержано по подозрению в совершении правонарушения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или иных санкций, предусмотренных законом, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- Лицо застигнуто в момент совершения правонарушения или непосредственно после его совершения, сотрудником правоохранительных органов;
- На подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
- Три и более свидетелей указывают на данное лицо как на совершившее правонарушения;
- Имеется фото или видеофиксация совершенного правонарушения этим лицом;
- Имеется ориентировка/розыск на транспортное средство или данное лицо.
- Когда выдвинуто законное требование Губернатора, Судьи, Министра Национальной Безопасности или сотрудника прокуратуры при достаточных основаниях для задержания.
Статья 2.4 Основания для освобождения задержанного
- Не подтвердилось подозрение в совершении правонарушения;
- За нарушение не предусмотрено меры наказания в виде лишения свободы;
- Задержание было произведено без законных на то оснований, предусмотренных статьей 2.3 настоящего Кодекса;
- Истек срок задержания и не было принято решение о виновности лица в совершении правонарушения;
- Сделка со следствием, по инициативе Прокуратуры с согласованием с Офисом Генеральной прокуратурой штата Сан-Андреас;
- В случае задержания сотрудника государственной структуры, когда начальство задержанного не прибыло в регламентированный срок.
Статья 2.5 Срок задержания
Срок задержания не может превышать одного часа (1 час) с момента его начала. В указанный срок задержания не учитывается время затрачиваемое на:
- ожидание ответа и приезда адвоката, в случае его запроса задержанным;
- конфиденциальную беседу задержанного с адвокатом;
- ожидание ответа и приезда сотрудника прокуратуры и руководства задержанного, в случае если он является сотрудником государственных органов;
- просмотр адвокатом, руководством задержанного или сотрудником прокуратуры видеоматериалов, обосновывающих законность задержания и его процедуру.
- допрос
Статья 2.6 Процедура (этапы) задержания, обязательная к проведению в порядке, установленном ниже:
- При необходимости применить наручники на задержанного;
- Озвучить задержанному обстоятельства, послужившие основанием для его задержания;
- Зачитать задержанному его права (Правило Миранды);
- Доставить задержанного в департамент или офис правоохранительной структуры или пенитенциарное учреждение для проведения дальнейшей процедуры;
- В случае необходимости, провести допрос задержанному или иные следственные действия.
Правило Миранды: "Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против Вас. Вы имеете право на один телефонный звонок. Также Вы имеете право на адвоката. Если вам необходим адвокат, он будет для Вас запрошен. Вы понимаете свои права?"
- Правило Миранды зачитывается один раз, четко и внятно. В случае запроса от задержанного, Миранда зачитывается повторно, но не более 1 раза;
- Не является нарушением незначительные изменения вышеизложенной формулировки, если при этом общий ее смысл не изменился и может быть понятен для задержанного.
Статья 2.6.1 Обязательные к проведению мероприятия, вне зависимости от этапа задержания:
- Представиться задержанному, продемонстрировать опознавательный знак (нашивка/жетон) или служебное удостоверение.
Примечание: сотрудник обязан повторно предоставить идентификационный знак или служебное удостоверение, не более 1 раза при запросе задержанного;
- Проверить нахождение задержанного лица в ориентировке и розыске.
- Провести на месте или по прибытию в департамент правоохранительной структуры или пенитенциарное учреждение личный обыск задержанного и установить его личность, в том числе путем срыва маски;
Примечание: Личный обыск проводится с целью ознакомления с документами удостоверяющими личность задержанного, обнаружения колюще-режущих предметов у задержанного, вооружения и иных запрещенных к хранению предметов и веществ, а также для их изъятия, если задержанный не является государственным сотрудником и (или) если это может представлять опасность для сотрудников или окружающих. Сотрудник, проводящий задержание, вправе неоднократно проводить дополнительный обыск гражданина.
- Вызвать по рации департамента начальство задержанного и сотрудника Прокуратуры, если он является сотрудником государственной структуры;
Примечание 1: В случае отсутствия ответа в рацию департамента от сотрудника Прокуратуры по истечению 5 минут после запроса, решение о виновности и правомерности задержания принимает начальство задержанного.
Примечание 2: При неявке начальства задержанного, сотрудника Прокуратуры и отсутствия мотивированного ответа по рации департамента в течении 10 минут, задержанный подлежит освобождению. У сотрудника, проводившего задержание, остаётся право на письменное обращение в соответствующие инстанции (Жалоба в прокуратуру/Иск в Суд).
Примечание 3: В данном случае под начальством подразумевается представитель, являющийся непосредственным начальником задержанного.
- Сотрудник обязан выступить в качестве инициатора для осуществления права на вызов государственного адвоката и предоставить возможность совершения телефонного звонка в соответствии со следующими пунктами:
- дождаться окончания телефонного звонка, либо прервать его в случае истечения времени;
- ожидать ответа и прибытия адвоката в течение 10 минут;
- если задержанный является государственным сотрудником, ожидать ответа и прибытия его прямого начальства и сотрудника Прокуратуры.
Примечание: В случае отсутствия ответа адвоката в течение 5 минут, сотрудник может перейти к п. 4 ст. 2.7 настоящего Кодекса, равно как и в случае не прибытия указанного лица в регламентированное время, если задержанный не является государственным служащим.
Исключение: В случае, если задержанный отказывается воспользоваться услугами адвоката, после предложения сотрудника, или игнорирует такое предложение - адвокат не вызывается.
Статья 2.7 Процедура (этапы) расследования при задержании:
- По прибытию начальства задержанного, сотрудника Прокуратуры и (или) адвоката, необходимо озвучить обстоятельства, послужившие основанием для задержания;
- Предоставить помещение для проведения конфиденциальной беседы адвоката с задержанным, в случае запроса, но продолжительностью не более 10 минут;
- Предоставить материалы, подтверждающие законность и обоснованность задержания, а также видеоматериалы процедуры задержания, начальству задержанного, сотруднику Прокуратуры и адвокату;
- Принять решение о виновности, либо невиновности задержанного лица в предъявленном обвинении и озвучить его субъектам задержания.
Примечание: Решение о виновности государственного служащего принимает сотрудник Прокуратуры, в случае его отсутствия - начальство задержанного.
Примечание: В случае признания вины задержанного, а именно государственного сотрудника, начальство обязано уволить такого сотрудника на месте. Если возможность прибытия начальства невозможно, увольнение происходит дистанционно.
Статья 2.8 Основания для ареста:
- По итогам процедуры расследования при задержании принято решение о виновности лица в совершении правонарушений, статьи которых предусматривают лишение свободы;
- Имеется ордер, предусматривающий арест лица и авторизованный согласно закону “Об Ордерах”;
- Вынесено решение суда о признании лица виновным и назначении наказания в виде лишения свободы.
Статья 2.9 Процедура (этапы) ареста:
- В случае, если лицо арестовано на основании действующего ордера, озвучить ему статьи, которые ему вменены, номер ордера и свое служебное удостоверение или идентификационный знак;
- Если была произведена передача лица, сотрудник обязан предъявить арестованному идентификационный знак или служебное удостоверение;
- Доставить арестованного к месту отбытия наказания (КПЗ/Блок оформления);
- Провести обыск с целью ознакомления с документами (для заполнения бланка ареста) и изъятия колюще-режущих предметов, спортивного инвентаря, вооружения и иных нелегальных предметов и веществ, если это не было сделано ранее;
- Заполнить бланк ареста и поместить арестованного в камеру Федеральной тюрьмы на установленный законом срок для фактического отбытия наказания.
Примечание: В случае, если сотрудник не имеет полномочий для осуществления ареста в камеру Федеральной тюрьмы или КПЗ, он может передать арестованного другому сотруднику, озвучив статьи и предъявив свой идентификационный знак (жетон/нашивка/бейджик) для заполнения бланка ареста.
Примечание: Сотрудники правоохранительных структур, которые не могут помещать арестованного в камеру Федеральной тюрьмы, могут сажать в Следственный изолятор (СИЗО).
Статья 2.9.1 Заполнение бланка ареста
При заполнении бланка ареста, сотрудник обязан указать:
- личные данные арестованного;
- информацию о сотруднике, который передал лицо для ареста;
- информацию о напарниках по форме “Напарник: Имя Фамилия/идентификационный знак”;
- все статьи Административного и Уголовного кодексов по которым была установлена вина арестованного. При указании статей необходимо также указывать наименования кодекса к которым относятся статьи.
Допустимы следующие сокращения: Административный кодекс - АК; Уголовный кодекс - УК. Пример: 17.6 УК, 47 АК
Статья 2.10 Субъекты задержания
Субъекты задержания - лица, имеющие право участвовать в процедуре задержания и расследования. Ими являются:
- Не более трех сотрудников государственных структур на одного задержанного, которые осуществляют задержание;
- Задержанный, в отношении которого проводится задержание;
- Адвокат, привлеченный по запросу задержанного;
- Прямое начальство задержанного, если он является сотрудником государственной структуры;
- Сотрудник Прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением и соблюдением законов без права вмешиваться в процедуру, за исключением ситуаций, предусмотренных законодательством штата Сан-Андреас.
- Инициатор и/или правомочное лицо, выдвинувшее законное требование о задержании, на основании Статьи 2.3, пункта 6 Процессуального Кодекса.
Глава III Следствие
Статья 3.1 Основания начала следствия:
- Непосредственное обнаружение правонарушения сотрудником;
- Заявление о правонарушении, поступившее от потерпевшего, очевидца правонарушения, либо из иного источника;
- Явка с повинной;
- Судебное решение о необходимости проведения расследования.
Статья 3.2 Принципы ведения расследования:
Адекватность — сотрудник обязан действовать профессионально, не превышая свои должностные полномочия, и максимально точно разобраться в деле прежде чем делать умозаключения;
Безотлагательность — сотрудник обязан отреагировать на правонарушение и начать действовать без необоснованных промедлений;
Законность — обязанность сотрудников действовать в строгом соответствии с Конституцией и иными нормативно-правовыми актами.
Статья 3.3 Письменное делопроизводство
Следствие в обязательном порядке производится в письменном виде и формируется в отчет/рапорт (кейс-файл) с прикреплением материалов, имеющих отношение к расследуемому делу. Форма кейс-файла может быть утверждена начальством следственных подразделений, их руководством или Генеральной прокуратурой.
Статья 3.4 Перечень следственных действий:
- Допрос;
- Обыск;
- Очная ставка;
- Освидетельствование;
- Все разновидности осмотра;
- Следственный эксперимент;
- Экспертиза;
- Контроль телефонных переговоров и переписки, в том числе, электронной;
- Опознание.
Статья 3.4.1 Разъяснение и порядок проведения следственных действий регулируется Указом Генерального прокурора, если это не предусмотрено настоящим Кодексом или другими нормативно-правовыми актами.
Примечание: В случае отсутствия разъяснение и (или) порядка проведения следственного действия, такое действие недопустимо к проведению.
Глава IV Оперативно-розыскная деятельность
Статья 4.1 Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий:
- Получение сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния или о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для начала предварительного расследования;
- Наличие уголовного дела, находящегося в производстве следственного подразделения.
Статья 4.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности:
Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Статья 4.3 Отчетность оперативно-розыскных мероприятий
Проводимые оперативно-розыскные мероприятия в обязательном порядке формируется в письменный отчет/рапорт с прикреплением материалов, имеющих отношение к проводимому мероприятию. Форма отчета может быть утверждена начальством оперативных подразделений, их руководством или Генеральной прокуратурой.
Статья 4.4 Оперативно-розыскные мероприятия:
- Опрос;
- Контрольная закупка;
- Наблюдение;
- Оперативное внедрение.
Статья 4.4.1 Разъяснение и порядок проведения следственных действий регулируется Указом Генерального прокурора, если это не предусмотрено настоящим Кодексом или другими нормативно-правовыми актами.
Примечание: В случае отсутствия разъяснение и (или) порядка проведения следственного действия, такое действие недопустимо к проведению.
Глава V Обыск и досмотр
Статья 5.1 Обыск и досмотр
Обыск - это следственное действие, которое проводится исключительно в рамках расследования и предусматривает принудительное обследование лица, жилища или иной частной собственности с целью обнаружения предметов, имеющих значение для такого расследования;
Досмотр - это процессуальное действие, предусматривающее добровольное (с согласия обследуемого) или принудительное обследование лица с целью обнаружения запрещенных к хранению (проносу) предметов и веществ;
Досмотр транспортного средства - это процессуальное действие, предусматривающее принудительное обследование транспортного средства с целью обнаружения предмета правонарушения.
Статья 5.2 Основания для проведения личного обыска:
- Во время процедуры задержания и ареста в порядке предусмотренном настоящим Кодексом;
- Имеется Ордер, предусматривающий проведение обыска и авторизованный согласно закону “Об Ордерах”.
Статья 5.3 Основания для проведения добровольного личного досмотра:
- Во время чрезвычайного или военного положения.
- В иных случаях, предусмотренных законодательством штата.
Статья 5.4 Основания для проведения принудительного личного досмотра:
- В случае отказа от добровольного личного досмотра во время чрезвычайного или военного положения;
- Досмотр заключенных, содержащихся в Федеральной тюрьме;
- Перед проведением допроса или очной ставки;
- Если лицо имеет надетый бронежилет не государственного образца.
- Если лицо скрывает свою личность ((маска, шлем)) Исключение: медицинская маска, мотоциклетные шлема во время использования мототранспорта (сидя на нем)
Примечание: во время принудительного личного досмотра разрешено использование наручников, вне зависимости от стадии применения силы.
Исключение: Государственные служащие при исполнении своих должностных обязанностей не могут быть подвергнуты принудительному досмотру.
Статья 5.5 Обыск жилища и частной собственности
Обыск жилища и частной собственности производится только при наличии Ордера, предусматривающего обыск жилища и частной собственности и авторизованного согласно закону “Об Ордерах”.
Исключение: Обыск жилища и частной собственности не терпит отлагательства. Обыск может быть произведен на основании решения сотрудника правоохранительных органов без Ордера. В этом случае обыск шкафа не производится. В этом случае сотрудник не позднее 4 часов с момента начала обыска уведомляет Генеральную прокуратуру о его производстве, предоставляя соответствующие основания.
Пример: при попытке бегства, подозреваемый или обвиняемый скрылся в доме; установлено взрывчатое устройство; угроза безопасности первых лиц, которые охраняются сотрудниками Дипломатической Службы Безопасности и т.д.
Статья 5.6 Основания для досмотра транспортных средств
- При обыске задержанного водителя были обнаружены нелегальные предметы или вещества;
- Лицо и (или) ТС, к которому оно имеет доступ, находится на территории предназначенных для рыболовства/охоты, находятся на прилегающей территории и (или) выезжали из этой территории;
- На автомобиле не закреплены зарегистрированные государственные номера;
- Транспортное средство находится в ориентировке;
- Во время чрезвычайного или военного положения в случаях, предусмотренных соответствующим законодательством штата.
- Имеется Ордер, предусматривающий проведение обыска и авторизованный согласно закону “Об Ордерах”.
- При погоне, когда водитель неоднократно игнорировал требования об остановке.
- Водитель или владелец ТС находится в розыске или имеет непогашенные нарушения законодательства.
Глава VI Видеофиксация
Статья 6.1 Видеофиксация - процесс запечатление каких-либо событий/обстоятельств/действий на записывающее устройство в форме видеозаписи с соответствующим аудиосопровождением.
Статья 6.2 Осуществление фиксации
Сотрудники правоохранительных и иных государственных органов обязаны производить видеофиксацию в следующих случаях:
- Осуществление процессуальных действий;
- Применение силы и (или) спецсредств и (или) оружия в отношении граждан;
- Привлечение лиц к ответственности в виде штрафа вне процедуры задержания и (или) ареста.
Статья 6.2.1 Помимо случаев, указанных в ст. 6.2 настоящего Кодекса, сотрудники правоохранительных и иных государственных органов также обязаны иметь или производить видеофиксацию, т.е. вести запись и хранить видеоматериалы, подтверждающие наличие законных оснований для осуществления процессуальных действий, применение силы и (или) спецсредств, привлечения к ответственности в виде штрафа вне процедуры задержания и ареста.
Статья 6.3 Сроки хранения видеоматериалов
- Сотрудники правоохранительных и иных органов обязаны хранить видеоматериалы, полученные в результате видеофиксаций, произведенных в соответствии с настоящей Главой, на протяжении 72 часов с момента фактического окончания записи;
- Если в отношении сотрудника подано исковое заявление, жалоба в прокуратуру, либо начато делопроизводство, то сотрудник обязан обеспечить сохранность видеоматериалов, относящихся к делу, до вынесения окончательного решения.
Примечание: Обязанность сотрудника возникает с момента его уведомления о подаче искового заявления, жалобы в прокуратуру, либо начале делопроизводства заинтересованным лицом.
Статья 6.4 Фотоснимки
При запечатлении статичных событий/обстоятельств/действий, а также с учетом их характери, видеоматериалы с видеофиксации могут быть заменены на фотоснимки.
Глава VII Право на обжалования
Статья 7.1 Обжалование (оспаривание) действий
Человек имеет право обжаловать (оспорить) процессуальные действия сотрудника, в том числе обжаловать законность и обоснованность задержания и ареста, подав жалобу (обращение) вышестоящему руководству сотрудника, в Прокуратуру штата или в судебные органы.
Статья 7.2 Срок для подачи жалобы (обращения)
Срок для подачи жалобы (обращения), предусмотренной ст. 7.1 настоящего Кодекса составляет 48 часа (2 дня).
Исключение: Срок подачи жалобы (обращения) в Прокуратуру штата составляет 24 часа.
Глава VIII Стадии применения силы
Статья 8.1 Стадии применения силы - стандарты, классифицирующие допустимый уровень применения силы в отношении нарушителей законодательства штата Сан-Андреас, со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Статья 8.1.1 Первая стадия - Требование (приказ).
Ясные и понятные устные распоряжения сотрудника лицу, совершившему правонарушение. В большинстве ситуаций сотрудник имеет право дополнять свои распоряжения предупреждениями о последствиях за неисполнение законных требований. Распоряжения должны быть исполнимыми и законными, а предупреждения должны соответствовать стадиям модели применения силы, в случае отказа субъекта выполнять законные требования. Устные требования обретают законную силу лишь после того, как сотрудник государственного органа представится (озвучит свою принадлежность к государственной структуре, имя и фамилию) или продемонстрирует идентификационный знак или служебное удостоверение.
Исключение: В случае применения мегафона служебного автомобиля достаточно озвучить принадлежность к государственной структуре.
Статья 8.1.2 Вторая стадия - Силовое воздействие
Применение физической силы считается стадией, при которой сотрудник правоохранительных органов использует физическое воздействие в сторону лица. К этой стадии относятся заламывание рук, применение наручников, удержание гражданина на месте с применением силы. Также сюда же может относиться применение дубинок и слезоточивых аэрозолей, в некоторых случаях удары руками и ногами. Если второй стадии недостаточно, опираясь на ситуацию, сотрудник может применять третью стадию.
Примечание: Наручники могут применяться для пресечения правонарушения (например с целью вывода неприкосновенного лица за территорию ЗОТ, если это лицо не назвало законного основания своего нахождения на ней; с целью принудительного досмотра и тд)
Статья 8.1.3 Третья стадия - Применение нелетальных специальных средств.
Применение специальных средств считается стадией, при которой сотрудник правоохранительных органов использует спец. средства в сторону лица. К этой стадии относится применение электрошоковых устройств, резиновых пуль. В некоторых ситуациях к этой стадии может относиться применение дубинок и слезоточивых аэрозолей. Запрещено использовать спец. средство, как меру предупреждения. Если третьей стадии недостаточно, опираясь на ситуацию, сотрудник может применять четвертую стадию.
Статья 8.1.4 Четвертая стадия - Применение летальных средств
Применение огнестрельного оружия считается стадией, при которой сотрудник правоохранительных органов использует оружие в сторону лица. Под этой стадией воздействия применяется огнестрельное оружие, автомобиль или любое подручное оружие, обладающее необходимыми свойствами. На этой стадии очень вероятно причинение смерти или нанесение тяжкого вреда здоровью лица. Если сотрудник применяет огнестрельное оружие, он обязан использовать его строго по назначению. Запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Не запрещено использовать оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника, а также для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций препятствующих проникновению в жилые и иные помещения.
Статья 8.2 Порядок применения стадий
Стадии применения силы должны соблюдаться в порядке, прописанном в данном кодексе, за исключением нестабильных или экстренных ситуаций, в таком случае можно перейти к любой стадии без последовательности, либо в случаях, если субъект задержания уже нарушил закон - в таких случаях разрешается пропускать стадии в рамках необходимости.
Пример: вооруженный преступник, угроза жизни человеку/офицеру, отсутствие возможности применить одну из стадий.
Глава IX Идентификационные знаки сотрудников силовых структур
Статья 9.1 Идентификационные знаки (нашивка, бейджик, жетон) и удостоверение являются официальными документами государственного правоохранительного служащего, которые содержат в себе информацию, позволяющую идентифицировать личность сотрудника. Подделка данных знаков карается по закону.
Статья 9.2 Государственный транспорт, государственная форма и бронежилеты гос. образца являются опознавательными знаками государственного служащего, однако не являются основополагающими и требуют предъявления идентификационного знака или удостоверения в следующих случаях:
- При обращение к гражданскому лицу, либо к сотрудникам не своих государственных ведомств;
- При проведении любых процессуальных действий в отношении гражданских или государственных служащих;
- В иных случаях, предусмотренных законодательством.
Исключение: Во время погони и (или) нахождения на большом расстоянии необходимо применение мегафона служебного автомобиля, через который озвучивается принадлежность к государственной структуре. Пример: “Гражданин, прижмитесь к обочине! Работает LSPD!”
Статья 9.3 При исполнении своих должностных обязанностей на сотруднике, его груди, бронежилете должен присутствовать любой идентифицирующий сотрудника знак - жетон/нашивка/бейджика.
Форма жетона/нашивки/бейджика для сотрудников:
- Форма жетона/нашивки/бейджика для сотрудников:
[Наименование структуры - номер жетона/нашивки/бейджа | Отдел]
Примеры: [LSPD-001 | CPD], [LSSD-001 | SPD], [U.S.ARMY-001 | DIV], [FIB-001 | HRB]. - Форма жетона/нашивки/бейджика для Начальства, Руководства структуры и их заместителей. (Руководитель структуры и его заместители, Глава/Начальство отдела/подразделения и их заместители):
[Наименование структуры - номер жетона/нашивки/бейджа | Наименование должности]
Примеры: [FIB-001 | D. Head FPB], [LSPD-001 | Chief].
Примечание 1: Сокрытие, искажение данных, а также отказ от предоставления по требованию гражданина личного идентификационного знака недопустимо.