THE STATE OF SAN ANDREAS
THE SUPREME COURT
___________________________________________________________________
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА
по исковому заявлению №81 в Верховном суде
19.04.2022______________________________________________________Los-Santos
Верховный суд штата San Andreas в составе Председателя Andrey Gonsales, верховного судьи Samuel Greec, верховного судьи Leon Cooper, ознакомившись с материалами жалобы Martin Aston на неконституционность Ст. 5.3.6 Этического Кодекса (исковое заявлением № 81 ВС), отзывом Губернатора Alexandr Zaicev, отзывом Прокуратуры в лице Генерального Прокурора Make Ross,
УСТАНОВИЛ:
Учитывая полученные отзывы, которые отражают позицию участников процесса, суд считает возможным применить положения Ст. 14.1 Судебного Кодекса и рассмотреть дело по существу в заочном формате.
В жалобе заявитель оспаривает конституционность Ст. 5.3.6 Этического Кодекса в связи с противоречием статьям первой и второй Конституции Штата, статье 6 Закона “Иерархия нормативно-правовых актов”, просит оспариваемое положение отменить.
В ст. 5.3.6 ЭК SA установлено, что государственным служащим в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей запрещено носить сумки и рюкзаки неклассической формы, ярких оттенков, с наличием ярко выраженных принтов, с тематикой и направленностью смерти, криминала (черепа, кости, бандитизм, оружие, гробы, летучие мыши и т.д.)
Примечание: Лямки рюкзаков и сумок могут быть любых цветов.
Заявитель указывает, что в силу Ст. 6 Закона “Иерархия нормативно-правовых актов”, нормативный правовой акт должен: полностью описывать области охватываемого правового урегулирования; не создавать коллизию и противоречия с другими НПА; включать положения, которые относятся к одной и той же области правового урегулирования; быть грамотно построенным, включать четкую, логически построенную структуру; быть ясным, точным, понятным, сжатым, компактным и последовательным.
Заявитель считает, что из содержания ст. 5.3.6 ЭК SA невозможно установить и разграничить яркие и неяркие цвета, определить степень выраженности принта и критерии оценки выраженности принта, что, согласно позиции истца, явно противоречит пунктам 4, 5 ст. 6 Закона об «Иерархии нормативно-правовых актов».
Статья первая Конституции штата устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Согласно статье второй Конституции штата все права и свободы гарантируются и регулируются действующим законодательством штата Сан-Андреас.
Заявитель считает, что ст. 5.3.6. ЭК SA создает правовую неопределенность для граждан штата, входит в конфликт с законом «Иерархия нормативно-правовых актов» и не может гарантировать прав и свобод граждан. По мнению заявителя, такой закон, напротив, создает прямую угрозу нарушения прав и свобод граждан штата, потворствует необоснованному привлечению государственных служащих к ответственности за нарушение явно неконституционного закона.
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать Ст. 5.3.6 Этического Кодекса San Andreas неконституционной и отменить.
Губернатор штата Alexandr Zaicev представил отзыв и указал, что в связи с изменением Кодекса Этики и Этического поведения государственных служащих было принято решение об ограничении списка сумок и рюкзаков, во избежание путаницы между гражданскими лицами и государственными служащими, так как сотрудник должен выглядеть опрятно, строго и показывать себя адекватно, не пугая граждан штата. Губернатора отмечает, что после корректировки Этического кодекса сотрудники начали использовать сумки и рюкзаки выходящие за грань законности Этического Кодекса и внешности государственного служащего и соответственно начали напрямую нарушать закон. В связи с этим было принято коллегиальное решение об уточнении внешнего вида рюкзаков и сумок, бороды, женского официального стиля одежды у государственных служащих во избежание коллизий и недочетов этического кодекса в отношении государственного служащего. Губернатор считает данное заявление необоснованным в связи с нежеланием истца соответствовать внешнему виду государственного служащего, что является халатным отношением к службе на государственной должности и должно пресекаться. Губернатор также отмечает, что жалоба на нарушение статьи 1 и статьи 2 Конституции Штата San Andreas также является необоснованной в связи с необходимостью соблюдения законности государственным служащим. Губернатор отмечает, что Кодекс Этики и Этического Поведения относится строго к сотрудникам государственных структур, а не к гражданам нашего штата.
Генеральный Прокурор Make Ross представил отзыв и указал, что касательно степени определенности яркости цвета сумок и сложности определения яркости оттенков, Прокуратура Штата SA согласна с Истцом и подтверждает, что ст. 5.3.6 ЭК SA требует более детальной проработки системы ограничения цветовой палитры сумок и рюкзаков. Генеральный прокурор отмечает, что касательно степени выраженности принта и критерии оценки выраженности принта, Прокуратура Штата SA не согласна с Истцом, ввиду того, что словосочетание "ярко выраженных" указанное в ст. 5.3.6 ЭК SA, во многих словарях описывается как "Ярко выраженный — очевидный, безусловный, прямой, бесспорный, несомненный, явный, самоочевидный, не подлежащий сомнению, заведомый, само собой разумеющийся" и подразумевает собой само наличие принта; также в ст. 5.3.6 ЭК SA определена тематика запрещённых принтов, а именно "с тематикой и направленностью смерти, криминала".
Согласно Ст. 5.3.6 Этического Кодекса, государственным служащим в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей запрещено носить сумки и рюкзаки неклассической формы, ярких оттенков, с наличием ярко выраженных принтов, с тематикой и направленностью смерти, криминала (черепа, кости, бандитизм, оружие, гробы, летучие мыши и т.д.); лямки рюкзаков и сумок могут быть любых цветов.
Рассматривая вопрос о неопределенности в установлении надлежащего вида сотрудников государственных структур, создающейся использованием терминов “ярких оттенков”, “ярко выраженных принтов”, не конкретизированных в законодательстве, суд не усматривает в отзыве Губернатора Штата Alexandr Zaicev доводов, которые бы опровергали доводы истца о неопределенности в норме права.
Суд солидарен с доводами истца, а также с доводами прокуратуры в части использования в Ст. 5.3.6 Этического Кодекса термина “ярких оттенков” и считает, что подобная норма должна содержать конкретный перечень оттенков цвета одежды, разрешенной к ношению сотрудниками государственных структур.
Суд не согласен с позицией прокуратуры в части подразумевания статьей 5.3.6 Этического Кодекса запрета носить сумки и рюкзаки сотрудникам государственных структур, на которых имеются какие-либо принты, и считает, что использование термина “ярко выраженных принтов” создает неопределенность в установлении надлежащего вида рюкзаков, разрешенных к ношению сотрудниками государственных структур.
В условиях юридической неопределенности, учитывая установленную ответственность за нарушение положений Ст. 5.3.6 Этического Кодекса, возникают риски для имущественных прав сотрудника государственной структуры, что не согласуется с требованием поддержания доверия к закону и стабильности правоотношений, составляющими ядро принципа правовой определенности, имеющего универсальное значения в отношениях государства и индивида.
Таким образом, положения Статьи 5.3.6 Этического Кодекса Штата San Andreas в силу неопределенности своего содержания не позволяют однозначно установить требования, предъявляемые к внешнему виду сотрудников государственных структур, не защищают права и свободы сотрудников государственных структур и, более того, ставят под угрозу права и свободы сотрудников.
В данных обстоятельствах суд считает Ст. 5.3.6 Этического Кодекса, которая противоречит Статьям первой и второй Конституции Штата, неконституционной и подлежащей отмене в части запрета на ношение рюкзаков и сумок ярких оттенков или имеющих ярко выраженные принты. Суд считает необходимым в незамедлительном порядке направить Конгрессу уведомление о необходимости внесения изменений в действующее законодательства штата для устранения возникших коллизий.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом с проигравшей стороны. К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, расходы на оплату услуг адвокатов, оплата госпошлины. В настоящем разбирательстве суд считает возможным взыскать 15.000$ для возмещения судебных издержек истца (судебная пошлина в размере 15.000$) в пользу истца с казны Штата San Andreas.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями Конституции и законами Штата San Andreas, суд
РЕШИЛ:
1. Жалобу Martin Aston (исковое заявлением № 81 ВС) удовлетворить в полном объеме.
2. Признать Ст. 5.3.6 Этического Кодекса San Andreas не соответствующей статьям первой и второй Конституции Штата San Andreas и отменить в части запрета на ношение рюкзаков и сумок ярких оттенков или имеющих ярко выраженные принты.
3. Законодателю надлежит с учетом правовых позиций Верховного Суда, выраженных в настоящем решении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Решения.
4. Взыскать с казны Штата San Andreas 15.000$ в пользу Martin Aston.
5. Взыскание, установленное пунктом четвертым настоящего решения, производится путем обращения Martin Aston к Губернатору для получения денежных средств.
6. Заочное решение Верховного вступает в силу с момента публикации, но может быть обжаловано в порядке, установленном законом.
Председатель Верховного Суда:
Andrey Gonsales
A.Gonsales
Верховный судья:
Samuel Greec
S.Greec
Верховный судья:
Leon Cooper
L.Cooper