THE STATE OF SAN ANDREAS
THE SUPREME COURT
________________________________________________________________________
Определение
об отказе в принятии искового заявления
22 июля 2025 г.
г. Лос-Сантос, Штат Сан-Андреас
________________________________________________________________________
Верховный суд штата Сан-Андреас в составе Председателя Верховного Суда Cary Mahone, Верховного судьи Magomed Shlyapick, Верховного судьи Stiven Breyer, ВрИО Верховного судьи Barmaley Bashmak, рассмотрели исковоe заявлениe в Верховный суд №280, адвокат Zamo Stalloner подал иск в защиту прав и законных интересов истца Artur Drovic, против сотрудников LSPD Haruka Price, Evgeniy Bless.
УСТАНОВИЛ:
Адвокат Zamo Stalloner, действующий в защиту прав и законных интересов истца Artur Drovic, обратился в Верховный суд штата Сан-Андреас с исковым заявлением №280, против сотрудников LSPD Haruka Price, Evgeniy Bless, о привлечение их к уголовной ответственности, взыскание моральной компенсации.
В исковом заявлении адвокат Zamo Stalloner, действующий в защиту прав и законных интересов истца Artur Drovic, выдвинул следующие просьбы к суду (грамматика и пунктуация сохранены):
1. Признать действия Ответчика 1 — Шефа LSPD Haruka Price, а также его ассистента Ответчика 2 Evgeniy Bless — незаконными, с квалификацией по статьям 15.1 и 15.1.1 Уголовного кодекса.
2. Взыскать с ответчика моральную компенсацию за причинённые неудобства и моральный вред в размере $100.000 в пользу истца.
3. Взыскать с ответчика стоимость оплаты юридических услуг в размере $50.000.
Судом установлено, что исковое заявление подано в порядке, предусмотренном для разрешения гражданско-правовых и административных споров, предметом которых являются трудовые отношения между сотрудником и государственным органом. Заявленные истцом просьбы направлены на оспаривание решений должностных лиц, касающихся прекращения трудового договора, а также на взыскание компенсации морального вреда и юридических расходов, что относится к сфере частноправового регулирования.
Между тем в тексте иска используется уголовно-правовая терминология, в частности, содержатся прямые ссылки на статьи 15.1 и 15.1.1 Уголовного кодекса штата Сан-Андреас, предусматривающие ответственность за превышение должностных полномочий и злоупотребление полномочиями. Вместе с тем право квалификации деяний по уголовному закону, равно как и инициирования уголовного преследования, принадлежит исключительно уполномоченным органам уголовной юрисдикции и осуществляется в порядке, установленном разделами законодательства.
В связи с этим, использование уголовно-правовых конструкций в исковом заявлении, поданном в рамках гражданского судопроизводства, является юридически некорректным и не может повлечь правовых последствий, соответствующих уголовному преследованию, поскольку суд, рассматривающий дело в порядке гражданской юрисдикции, не наделён полномочиями устанавливать наличие в действиях лиц признаков преступлений, равно как и квалифицировать их поведение по статьям Уголовного кодекса.
Согласно части 1 статьи 28 Судебного кодекса штата Сан-Андреас, уголовное судопроизводство представляет собой деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел, переданных в суд Офисом Генерального Прокурора штата Сан-Андреас исходя из установленной подсудности. Таким образом, суд не вправе рассматривать уголовные дела, не поступившие в установленном порядке от уполномоченного органа.
В силу части 1 статьи 28.1 Судебного кодекса, единственным органом, уполномоченным на предъявление обвинения в суде от имени государства, является Офис Генерального Прокурора. При этом участие государственного обвинителя в уголовном процессе является обязательным условием. Граждане вправе направлять исковые заявления в суд, однако в случае, если они содержат признаки уголовно наказуемого деяния, суд обязан направить такие материалы в прокуратуру для дачи правовой оценки и, при наличии оснований, возбуждения уголовного дела (ч. 1-2 ст. 28.2 СК).
Из содержания настоящего искового заявления усматривается, что истец просит суд квалифицировать действия должностных лиц как уголовно наказуемые в соответствии со статьями 15.1 и 15.1.1 Уголовного кодекса. Однако такие требования, заявленные в порядке гражданского судопроизводства, не соответствуют установленному процессуальному порядку возбуждения уголовного дела. Вопрос о наличии либо отсутствии признаков состава преступления в действиях конкретных лиц относится к исключительной компетенции органов прокуратуры и следствия, а не суда, рассматривающего гражданское дело.
Таким образом, заявленные просьбы не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку они не направлены на защиту субъективных прав, свобод или охраняемых законом интересов истца, а содержат просьбы о даче уголовно-правовой оценки действиям третьих лиц, что выходит за пределы компетенции суда гражданской юрисдикции.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом "в" статьи 1 главы IV (4) Правил подачи исковых заявлений, суд отказывает в принятии искового заявления.
При этом истцу разъясняется право на обращение в Офис Генерального Прокурора штата Сан-Андреас в случае, если он располагает сведениями о совершении преступления. Вопрос о наличии признаков состава преступления относится к исключительной компетенции органов уголовного преследования и подлежит разрешению в рамках соответствующего процессуального порядка.
С учетом изложенного, руководствуясь Конституцией и законами штата Сан-Андреас, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Исковое заявление №280 к производству в Верховном суде - отказать.
2. Разъяснить заявителю, что изложенные в исковом заявлении доводы могут быть предметом прокурорской проверки. В случае наличия оснований заявитель вправе обратиться в Офис Генерального Прокурора штата Сан-Андреас с соответствующим заявлением.
3. Определение Верховного суда вступает в законную силу с момента публикации, является окончательным и обжалованию не подлежит.