В Верховный суд Штата Сан-Андреас
От гражданина Соединенных Штатов Америки: James Friedman
Иск № 53
Судья L. McMillan
ХОДАТАЙСТВО
об уточнении исковых требований
Граждане Соединенных Штатов Америки Richie Shelby и James Friedman обратились в Верховный суд Штата Сан-Андреас с исковым заявлением № 53 на Министра обороны Штата Сан-Андреас Zeak Borovski, неустановленного прокурора и Генерального прокурора Штата Сан-Андреас William Schatz о привлечении к уголовной ответственности, признании отстранения от службы незаконным, взыскании компенсации морального вреда.
Истцы считают заявленные требования подлежащими уточнению и просят считать настоящее ходатайство неотъемлемой частью иска.
Фактические обстоятельства
Ночью с 15.11.2020 на 16.11.2020 истцы, являясь военнослужащими National Guard, несли постовую службу на КПП-2 Форта Занкудо. Примерно в 00:20 на КПП-2 прибыл прокурор John McWinter, который изъявил желание пройти на территорию Форта с целью “прогуляться” и проверить обстановку на КПП
[Видеозапись, 03:00 - 03:10]. Поскольку согласно свидетельствам самого прокурора он прибыл
не в связи с находящимся в его делопроизводстве делом, не в рамках прокурорской проверки и не по предписанию Генерального прокурора Штата Сан-Андреас [Видеозапись, 05:45], в его “просьбе”
[Видеозапись, 06:16 - 06:39] было отказано со ссылкой на статью 6.1 Закона о Прокуратуре, регламентирующей объем и порядок реализации полномочий прокуроров при посещении закрытых (режимных) объектов.
Несмотря на разъяснение положений законодательства относительно его возможности посещения Форта Занкудо, прокурор John McWinter отказался покидать закрытую территорию,
игнорируя многочисленные требования истцов, отданных в порядке статьи 7.1 Закона о SANG
[Видеозапись, 01:18; 07:35 - 07:52; 08:24 - 08:30]. Заметим, что истцы неоднократно и в различных формах повторили свое законное категорическое требование, обязательное к исполнению; то, как именно было поименовано властное распоряжение представителя власти при исполнении, при таких обстоятельствах является иррелевантным (
решение Верховного суда Штата Сан-Андреас от 12.05.2020 по иску № 4 “Сотрудник FIB | C-04T против сотрудника LSPD S. Mikhalevich”).
После этого названный ответчик
в целях “поиграть”, то есть с намерением очевидной провокации должностных лиц при исполнении,
продолжил проникновение на режимный объект [Видеозапись, 08:35 - 08:54], вновь
игнорируя законные распоряжения истцов
[Видеозапись, 09:15; 13:17 - 13:40], после чего повторно прямо подтвердил, что находится на территории Форта Занкудо без соблюдения условий, предусмотренных Законом о Прокуратуре, тем не менее отказавшись покидать объект
[Видеозапись, 14:23 - 14:45].
Поскольку в ходе дальнейшего диалога данный ответчик
продолжал отказываться подчиниться законным требованиям истцом
[Видеозапись, 15:30 - 15:40; 17:09 - 17:17], он был закован в наручники
[Видеозапись, 18:10] в порядке, предусмотренном статьей 8.1 Закона о SANG и конкретизированном пунктом 1.30 Внутреннего устава National Guard.
В ходе последующего ожидания лиц, уполномоченных провести последующие процессуальные действия по задержанию, ответчик вновь подчеркнул, что прибыл на режимный объект исключительно с целью “прогуляться”
[Видеозапись, 18:17 - 18:30].
В целях обеспечения задержанному лицу предельно возможных процессуальных гарантий ему были зачитаны его конституционные права
[Видеозапись, 20:50 - 21:35], хотя такая обязанность возникает не ранее помещения задержанного в автомобиль в целях доставления в участок полиции (часть “в” пункта 2 статьи 4 главы II Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас). При этом дополнительно следует обратить внимание, что в сохраняющем юридическую силу
решении Верховного суда Штата Сан-Андреас от 12.05.2020 по иску № 4 “Сотрудник FIB | C-04T против сотрудника LSPD S. Mikhalevich” разъяснено: то обстоятельство, что зачитанные права не дословно соответствовали тексту правила Миранды, приведенному в главе II Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас,
само по себе не означает нарушение процессуальных гарантий для задержанных, поскольку по существу все права (право на хранение молчания, право на адвоката, право на телефонный разговор) были озвучены истцом и восприняты ответчиком, отметившим, что он знает свои права даже лучше, чем истцы; из сказанного следует, что прокурору в полной мере были известны и понятны процессуальные гарантии для задержанных, а потому в данных действиях истца, хоть и несовершенных с точки зрения процедуры, не усматривается нарушений законодательства либо ущемления прав и законных интересов ответчика.
Спустя некоторое время на место задержания прибыл вызванный Министр обороны Штата Сан-Андреас Zeak Borovski
[Видеозапись, 23:45], который,
поддержав доводы о незаконности проникновения прокурора
[Видеозапись, 26:22 - 27:15], тем не менее
самовольно принял на себя функцию прокурора, рассматривающего обвинение
[Видеозапись, 33:57], и дал истцам
указания освободить задержанного, однако получил отказ
[Видеозапись, 28:35 - 28:49; 32:35 - 32:48; 44:15 - 44:27; 55:47 - 55:59],
проигнорировав требование прекратить вмешательство в процессуальные действия [Видеозапись, 45:38 - 46:07], по неясным причинам ссылаясь при этом на практику каких-то восточноевропейских стран
[Видеозапись, 49:34 - 49:39].
Несмотря на то, что руководство задержанного госслужащего подлежит вызову уже после доставления в полицейский участок (часть “д” пункта 2 статьи 4 главы II Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас), Министр обороны Штата Сан-Андреас Zeak Borovski неясным образом вызвал Генерального прокурора Штата Сан-Андреас по рации
[Видеозапись, 56:37 - 56:47].
Прибывший Генеральный прокурор Штата Сан-Андреас William Schatz [Видеозапись, 58:47], выслушав задержанного ответчика, вновь недвусмысленно
подтвердившего свое прибытие на Форт Занкудо с целью “прогуляться” [Видеозапись, 01:00:03 - 01:00:38; 01:01:35 - 01:01:44], тем не менее, никак не мотивируя свою позицию и не знакомясь с материалами обвинения, приказал снять наручники с задержанного прокурора John McWinter, что было исполнено
[Видеозапись, 01:00:40 - 01:00:57], после чего
прекратил процесс задержания в отношении прокурора
[Видеозапись, 01:05:35 - 01:05:40], и вместе с ним покинул территорию Форта Занкудо, пообещав сообщить о мерах, принятых в отношении ранее задержанного лица
[Видеозапись, 01:07:07 - 01:07:15], однако до настоящего момента этого не сделал, что позволяет сделать предположение об оставлении действий названного ответчика безнаказанными.
Истцы считают, что действия ответчиков являются необоснованными и незаконными, в связи со следующим.
Правовая квалификация обстоятельств
I. Нахождение прокурора на территории Форта Занкудо
Давая оценку возражениям задержанного ответчика John McWinter, сводящимся лишь к ссылке на Уголовный кодекс Штата Сан-Андреас, необходимо иметь в виду следующее.
В силу статьи 12.7 Уголовного кодекса Штата Сан-Андреас запрещено незаконное проникновение на охраняемый и (или) режимный в соответствии с законодательством штата Сан-Андреас объект.
В комментарии законодателя к данной норме отмечается, что на территорию Форта Занкудо запрещен полный доступ всем, кроме, в частности, прокуроров. Вопреки доводам прокурора, из буквального толкования данной нормы лишь следует, что
прокуроры не относятся к тем, кому запрещен полный доступ; сказанное, однако,
не означает то, что данным должностным лицам разрешен свободный доступ на закрытую территорию, если иными отраслевыми законами вводятся соответствующие ограничения.
Подобные законодательные ограничения содержатся именно в статье 6.1 Закона о Прокуратуре, согласно которой прокуроры вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения любых государственных организаций и служб
лишь во время прокурорской проверки, по материалам дела находящегося в производстве либо по предписанию Генерального прокурора Штата Сан-Андреас.
Таким образом, указания ответчиков на существование некоей коллизии являются несостоятельными.
Кроме того, как указывается в
решении Верховного суда Штата Сан-Андреас от 12.05.2020 по заявлению № 5 “Гражданин M. Kamorra против Правительства Штата Сан-Андреас”, конкуренция законодательных положений должна разрешаться, исходя из общепризнанных в теории права приоритета более позднего закона (lex posterior) и приоритета специального закона (lex specialis), а правомерность данного подхода неоднократно подтверждалась и в практике Верховного суда США (напр., дело Taylor v. Morton (1871), дело Rodgers v. United States (1902)). На
абсолютный приоритет специальной нормы перед общей указывалось также, в частности, в
решении Верховного суда Штата Сан-Андреас от 04.10.2020 по иску № 40 “Офицер LSPD V. Dushilovich против Губернатора Штата Сан-Андреас A. Mulder, прокурора C. Burger”, в связи с чем при выявлении противоречия в нормативном регулировании равной юридической силы (статья 39 Конституции Штата Сан-Андреас) приоритетом во всяком случае обладает специальная норма (при наличии), которой в настоящем случае является Закон о прокуратуре,
уточняющий порядок и условия прохождения должностных лиц Прокуратуры Штата Сан-Андреас на любые закрытые территории.
Приведенная позиция подтверждается, к примеру, Указом Мэра округа Los Santos от 06.05.2020 №7 “О правилах посещения Los Santos Police Department”, регламентирующим порядок и условия допуска должностных лиц на территорию полицейского участка и разрешающим, в том числе, допуск прокуроров при исполнении (пункт 11); если исходить из того, что уголовное законодательство самостоятельно, не отсылая к иным актам, регламентирует вопрос свободного доступа на закрытые территории (хотя в силу своей природы является запретительным, а не разрешительным), то смысла в названном Указе, как и в иных нормативных правовых актах схожего содержания, не имеется, что никак не соответствует замыслу законодателя.
Соответственно, в действиях прокурора John McWinter, проникшего на охраняемый объект в отсутствие условий для его законного посещения и злостно отказывающегося подчиниться требованиям покинуть его, усматриваются признаки преступлений, предусмотренных статьями 12.7, 17.6 Уголовного кодекса Штата Сан-Андреас.
II. Распоряжение Министра обороны Штата Сан-Андреас об освобождении задержанного
Прямо отмечая, что правовых оснований для нахождения прокурора John McWinter на территории Форта Занкудо не имеется, Министр обороны Штата Сан-Андреас Zeak Borovski дал указание его освободить в связи с мнимым наличием в законах неких коллизий.
Названное требование Министра обороны Штата Сан-Андреас было проигнорировано на основании статьи 3.6 Уголовного кодекса Штата Сан-Андреас как незаконное по указанным ранее причинам, а также в связи с тем, что данное должностное лицо, не являясь сотрудником правоохранительных органов,
не относится к субъектам задержания согласно статье 3 главы II Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас, а распоряжение уполномоченного лица является основанием для задержания (часть “г” пункта 1 статьи 4 главы II Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас), но
не для освобождения задержанного (см. статью 5 главы II Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас).
Кроме того, по смыслу процессуального закона
никто не вправе вмешиваться в процесс задержания, осуществляемого уполномоченными и самостоятельными должностными лицами, кроме прямо указанных лиц; поскольку в настоящем деле задержанным являлся сотрудник государственной организации, соответствующими полномочиями в силу указания закона обладал
лишь иной сотрудник Прокуратуры Штата Сан-Андреас, причем только на стадии изучения материалов обвинения - не ранее и не позднее (абзац второй части “б” статьи 2 главы III Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас).
При этом, если исходить из возможности руководителя должностного лица, осуществляющего задержание, давать указание освободить задержанного, то теряется весь смысл существования абзаца третьего статьи 2 главы III Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас, положения которого о необходимости прокурорской проверки действий сотрудников при отклонении прокурором обвинения в результате такого прочтения могут быть нивелированы более ранним приказом начальства, укрывающего незаконность действий подчиненного и исключающего дальнейшее применение меры прокурорского реагирования, что не отвечает смыслу закона.
Обоснованность приведенной позиции подтверждается прецедентами, имеющими силу закона и обязательными для суда при рассмотрении настоящего дела. К примеру, в практике Верховного суда Штата Сан-Андреас имелось дело, по которому сотрудники FIB провели расследование в отношении их непосредственного начальника - Генерального прокурора Штата Сан-Андреас - и добились его ареста лишь по причине того, что он, выявив нарушения в процессе задержания гражданского лица, сделал им замечание и предложил (sic!) освободить задержанного, чем, по мнению агентов, незаконно вмешался в процесс задержания. Несмотря на то, что суд признал действия по задержанию и аресту Генерального прокурора Штата Сан-Андреас незаконными, он указал на его
возможность дать распоряжение отпустить задержанного лишь в качестве прокурора (статья 6.7 Закона о Прокуратуре), а
в роли непосредственного начальника - только обращать внимание своих подчиненных на их грубые процессуальные ошибки (
решение Верховного суда Штата Сан-Андреас от 24.05.2020 по иску № 6 “Гражданин Y. Kamorra против Директора FIB A. Rogov”).
Такой подход объясняется тем, что задержание является процессуальным действием, знаменующим начало уголовного расследования, а потому воспрепятствование ему в какой бы то ни было форме означает
посягательство не столько на законные полномочия должностных лиц, сколько на отправление правосудия в целом; для случае же, когда задержание по тем или иным причинам является незаконным, нормативным регулированием специально предусмотрен порядок возможных дальнейших действий, совершаемых, однако,
постфактум и лишь в отношении окончательного процессуального
решения, вынесенного по делу (см. главу VII Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас).
Принимая во внимание изложенное, следует иметь в виду, что Министр обороны Штата Сан-Андреас, являясь начальством сотрудников National Guard, остается тем не менее
прочно и непрерывно связанным нормами Конституции Штата Сан-Андреас, законов и иных юридических актов нормативного действия - именно на этом принципе построена вся система правового государства США и Штата Сан-Андреас (
решение Верховного суда Штата Сан-Андреас от 04.10.2020 по иску № 40 “Офицер LSPD V. Dushilovich против Губернатора Штата Сан-Андреас A. Mulder, прокурора C. Burger”).
III. Распоряжение Генерального прокурора Штата Сан-Андреас об освобождении задержанного
В свою очередь, Генеральный прокурор Штата Сан-Андреас William Schatz, по прибытии на место задержания, отдал немедленное распоряжение освободить задержанного прокурора, уклонившись от разъяснений, является ли такое требование отданным им в рамках процессуальных действий в отношении госслужащего.
Исходя из презумпции добросовестности данного ответчика, полагаем, что он не намеревался произвольно освободить правонарушителя, явно превышая свои должностные полномочия, но руководствовался положениями статьи 2 главы III Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас.
Несмотря на сказанное, и при такой квалификации действия Генерального прокурора Штата Сан-Андреас William Schatz совершены с грубым нарушением закона, предоставляющего прокурору возможность освободить задержанного госслужащего
лишь на стадии процесса ареста после изучения материалов обвинения (часть “а” статьи 2 главы III Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас), а также
по окончании предшествующего процесса задержания, включающего конвоирование и обыск задержанного (см. пункт 2 статьи 4 главы II Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас), т.е. распоряжение об освобождении задержанного дано названным ответчиком в отсутствие необходимых законодательных условий; несмотря на изложенное, истцы в настоящем деле не намерены выдвигать соответствующие обвинения по причине малозначительности проступка, не способного повлиять на исход разбирательств.
IV. Отстранение истцов от службы в National Guard
Впоследствии, вечером 16.11.2020, истцы были отстранены от работы начальством National Guard на основании некоего постановления Прокуратуры Штата Сан-Андреас, которое истцам не вручалось, возможности ознакомления с ним не представлено.
В результате этого отстранения, совершенного, по всей видимости, в рамках расследования по поводу правомерности отклонения обвинения в отношении прокурора John McWinter, истцы
были лишены возможности нести службу на благо Штата, а также
совершать действия, необходимые для скорейшего повышения в должности и звании, в силу чего испытали и продолжают испытывать сильные душевные переживания.
Поскольку моральный вред причинен совместными действиями первых лиц Штата, а сотрудник Прокуратуры Штата Сан-Андреас не может быть наказан за сам по себе факт вынесения акта, признанного неправомерным вышестоящим должностным лицом или судом, соответствующая компенсация подлежит взысканию с казны Штата независимо от наличия или отсутствия вины ответственных должностных лиц.
Вывод о возможности несения Правительством Штата Сан-Андреас материальной ответственности за незаконные действия должностных лиц, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей от имени публично-правового образования,
соответствует также федеральному законодательству и судебной практике, согласно которым за действия должностного лица (прокурора), действующего при исполнении, может отвечать также его работодатель (см. 42 U.S.C. § 1983).
Необоснованность частичного отказа в принятии иска
Определением Верховного суда Штата Сан-Андреас от 18.11.2020 исковое заявление принято к производству, однако в принятии требования о признании Министра обороны Штата Сан-Андреас Zeak Borovski виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 16.1 Уголовного кодекса Штата Сан-Андреас, отказано, поскольку, по мнению суда, отсутствует состав преступления по указанной статье.
Между тем судом не учтено, что на стадии принятия иска к производству судом не дается оценка обоснованности выдвигаемому обвинению - заявление проверяется лишь на предмет соответствия
формальным, строго процессуальным, требованиям, а также на наличие достаточных фактических данных (см. по аналогии часть “а” статьи 1.1 главы IX Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас).
Таким образом, при разрешении вопроса о принятии искового заявления к производству суда не может быть дана оценка действиям и полномочиям ответчиков, а также сделан вывод об отсутствии нарушений оспариваемыми действиями прав, свобод и законных интересов истцов, поскольку указанные обстоятельства
подлежат установлению при рассмотрении и разрешении дела по существу; вопросы наличия либо отсутствия в действиях ответчика признаков уголовно наказуемого деяния разрешаются в ходе судебного разбирательства, осуществляемого на основании
состязательности сторон, представляющих свои доводы и доказательства.
Отклоняя вышеуказанные требования против одного из ответчиков, суд де-факто изложил свою позицию по делу до начала судебного разбирательства без заслушивания позиций сторон и прокурора, что противоречит статье 2.11 раздела VI Судебного кодекса Штата Сан-Андреас, согласно которой результат рассмотрения дела по требованиям, заявленным сторонами,
содержится в резолютивной части решении суда по существу дела. В свою очередь, перечень установленных судом фактов и изложение причин, по которым судья принял решение, с оценкой приведенных сторонами аргументов и доказательств приводится в обязательном порядке
в мотивированном решении суда (статья 2.12 раздела VI Судебного кодекса Штата Сан-Андреас).
Обращаем внимание суда также на то, что пункт 5 главы V Положения о форме подачи исковых заявлений не противоречит вышесказанному, поскольку по своему смыслу предполагает отклонение уголовного обвинения в случаях, когда уголовно-правовой иск объективно подан
по делу, рассматриваемому в ином порядке (например, в ходе бракоразводного процесса). Если же исходить из того, что данное нормоположение предоставляет суду полномочие по заочному отклонению обвинения на стадии подготовке дела к разбирательству, то названная норма
не подлежит применению как вступающая в противоречие с нормативными правовыми актами более высокой силы (статья 39 Конституции Штата Сан-Андреас, статьи 3, 4 главы X Процессуального кодекса Штата Сан-Андреас).
На основании изложенного
ПРОШУ:
1. Принять настоящие уточнения исковых требований по иску № 53 граждан Richie Shelby и James Friedman против Министра обороны Штата Сан-Андреас Zeak Borovski, прокурора John McWinter и Генерального прокурора Штата Сан-Андреас William Schatz о привлечении к уголовной ответственности, признании отстранения от службы незаконным, взыскании компенсации морального вреда;
2. Исковое заявление № 53 граждан Richie Shelby и James Friedman против Министра обороны Штата Сан-Андреас Zeak Borovski, прокурора John McWinter и Генерального прокурора Штата Сан-Андреас William Schatz о привлечении к уголовной ответственности, признании отстранения от службы незаконным, взыскании компенсации морального вреда принять к производству Верховного суда Штата Сан-Андреас
по первоначальным требованиям против всех ответчиков.
Дата подачи заявления: 19.11.2020
Подпись истца:
James Friedman